Анализ программ по обучению рассказыванию для детей дошкольного возраста

Статьи по педагогике » Обучение рассказыванию старших дошкольников с использованием моделирования » Анализ программ по обучению рассказыванию для детей дошкольного возраста

Страница 6

именно такая форма занятия по составлению рассказов позволяет эффективно решать задачи речевого развития, не говоря уже о том, чтобы способствовать формированию творческих способностей детей;

Возникшее противоречие данные авторы попытались решить, используя игровые методы обучения рассказыванию по картине, в том числе метод составления загадок А.А. Нестеренко, а также адаптированные методы развития воображения и элементы теории решения изобретательских задач (ТРИЗ). При таком подходе результат является достаточно гарантированным: умение составлять творческий рассказ по картине на фоне устойчивого интереса ребенка-дошкольника к этому виду деятельности. Предлагаемая методика рассчитана на два типа рассказов по картине.

1. Описательный рассказ.

Цель: развитие связной речи на основе отображения увиденного.

Виды описательного рассказа:

- фиксация изображенных на картине объектов и их смысловых взаимосвязей;

- описание картины как раскрытие заданной темы;

- развернутое описание конкретного объекта;

- словесно - выразительное описание изображенного с использованием аналогий; (поэтических образов, метафор, сравнений и т.д.).

2. Творческое рассказывание по картине (фантазирование). Цель: учить детей составлять связные фантастические рассказы по мотивам изображенного. Виды рассказов: фантастичёское преобразование содержания; рассказ от имени изображенного (представляемого) объекта с заданной или самостоятельно выбранной характеристикой .

Наиболее оправданная форма обучения дошкольников рассказыванию - дидактическая игра, которая имеет определенную структуру, дидактическую задачу, игровые правила и игровые действия.

Часть игр в рассматриваемом опыте включает в себя игры как с изображенным на картине объектом, так и в целом по содержанию всей картины.

Часть игр направлена на обучение ребенка описательному рассказыванию, часть - опосредованно касается содержания картины и направлена на развитие воображения. Сформированные у детей умения систематизировать, классифицировать, прогнозировать и преобразовывать в дальнейшем могут использоваться ими при построении собственных рассказов.

Общие требования к организации работы с картиной, выделенные Сидорчук Т.А. и Кузнецовой А.Б:

Работы по обучению детей творческому рассказыванию по картине рекомендуется проводить, начиная со 2-й младшей группы детского сада.

При подборе сюжета необходимо учитывать количество нарисованных объектов: чем младше дети, тем меньше объектов должно быть изображено на картине.

После первой игры картина оставляется в группе на все время занятии с ней (две-три недели) и постоянно находится в поле зрения детей.

Игры могут проводиться с подгруппой или индивидуально. При этом не обязательно, чтобы все дети прошли через каждую игру с данной картиной. Каждый этап работы (серия игр) следует рассматривать как промежуточный. Результат этапа, рассказ ребенка с использованием конкретного мыслительного приема.

Итоговым можно считать развернутый рассказ дошкольника, построенный им самостоятельно с помощью усвоенных приемов.

Кроме этого, в работе по обучению дошкольников рассказыванию по картине, педагоги предлагают использование моделей описания объекта, с целью более полного понимания дошкольниками изображенного на картине необходимо обучить их элементарным приемам системного анализа выбранного объекта. Обучение проводится в игровой форме. Использовать такие игры можно, начиная со средней группы. Игры включаются параллельно работе с картиной в целом. Время их проведения и количество зависят от возможностей детей и обучающих целей педагога.

Например, игра «Да - Нет» (на загаданный объект, его часть или однородное множество).

Цель: учить классифицировать объекты по заданным признакам.

Игровое действие: ведущий загадывает на картине объект, дети задают вопросы, сужающие поле поиска объекта, отгадывают его и описывают. Правила игры: Дети знают, что ведущий отвечает на вопросы в основном только «Да» или «Нет», хотя возможны также ответы «Не имеет значения» (в случае незначительности выясняемого признака) и «Да и нет одновременно» (указывающий на наличие противоречивых признаков объекта). Ведущий не позволяет просто перечислять изображенные на картине объекты. Все играющие должны знать примерный алгоритм, по которому задаются вопросы .

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8


Информация о ообразовании:

Арт-синтез терапия как комплекс реабилитационных воздействий
Методы воспитательной терапии, исследованные в предыдущих разделах нашей работы ориентированы на детей ориентированы на любой характер нарушений - дети могут заниматься чтением и лепкой самостоятельно или при помощи родителей и педагогов. На практике довелось поработать с детьми с ДЦП, синдромом Да ...

Методы развития ИСПД школьников
Исследования ученых показывают, что у 69% младших школьников индивидуальный стиль не сформирован. Так же они отмечают, что традиционные методы обучения не только не способствуют развитию ИСПД, но и ведут к «ломке» заложенных природой способов познания. При подаче материала и осуществлении контроля ...

Жизнь и творчество Яна Амоса Коменского
Педагогическая деятельность Я.А. Коменского (1592-1670) протекала в эпоху грандиозных общественных столкновений, в ходе которых происходили революционные изменения в духовной культуре, пересматривалась концепция человека и мира. Выходец из семьи члена общины «чешских братьев», Я.А. Коменский получи ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.agepedagog.ru