Анализ программ по обучению рассказыванию для детей дошкольного возраста

Статьи по педагогике » Обучение рассказыванию старших дошкольников с использованием моделирования » Анализ программ по обучению рассказыванию для детей дошкольного возраста

Страница 3

- как договариваются о подарке;

- как справляли, поздравляли.

Коллективное составление рассказа – своеобразный прием, который используют в основном на самых первых ступенях обучения рассказыванию.

Преимущество: активны все дети, они наглядно представляют себе, что значит придумать рассказ.

Недостатки: речевая деятельность детей ограничена лишь составом фраз, подбором слов, они мало обращаются к монологической речи.

Составление рассказа по частям – этот прием облегчает составление рассказа, т.к. уменьшается объем заданий. Занятие более интересное, многообразное, рассказы полнее, глубже, большее количество детей можно спросить.

Вопросы – здесь играют второстепенную роль (нельзя прерывать рассказ ребенка). Их задают после того, как рассказ составлен или до него. Лучше пользоваться подсказкой, предложением, словом, исправлять ошибки, что менее прервет рассказ ребенка.

Важным методическим приемом, по мнению автора, является оценка детского рассказа. Используя его, воспитатель не должен забывать, что отметив положительные моменты и недостатки, нужно обязательно поощрить старания ребенка. Следует отметить и внимание, с каким дети слушали рассказ своего товарища. Необходимо также учить дошкольников выполнять речевые задания коллективно.

Особенности проведения занятий по обучению рассказыванию по картине:

1. Составление сюжетного рассказа по сюжетной картине (простой сюжет – 1- 2 предмета).

2. Составление описательного рассказа по сюжетной картине.

3. Составление сюжетного рассказа по сюжетной картине усложненного варианта.

4. Составление рассказов по последовательной серии сюжетной картины.

5. Составление описательного рассказа по пейзажной картине.

6. Составление описательного рассказа по натюрморту.

Обучение детей рассказыванию по игрушкам

1. Подбор игрушек.

2. Усложнение требований к рассказыванию детей в разном возрасте.

3. Виды занятий.

4. Структура занятий.

5. Особенности проведения занятий в разном возрасте.

Виды занятий: Составление сюжетного рассказа по одной игрушке (ребенок предполагает, что было, что будет); составление сюжетных рассказов с их обыгрыванием; спектакли с игрушками «Новогодняя ночь игрушек в магазине», «Слоненок в зоопарке».

В ходе проведения обучения детей рассказыванию из личного опыта (по памяти), использует следующие приемы: вопросы на данную тему, предваряющие рассказ; вопросы в виде плана; выяснение знаний; образец рассказа педагога; указания. Дети приучаются к речевому общению, развивается умение свой чувственный опыт передавать в связанном повествовании, формируется умение четко, связанно излагать свои мысли.

Кроме этого, педагог предъявляет основные требования: у детей 5-7 лет рассказы должны быть много фактического материала. Ребенок чаще сам, без дополнительных вопросов поясняет события, о которых рассказывает.

Методические приемы: вопросы на данную тему, предваряющие рассказ. В программе предложен шаблон, образец рассказа педагога. В образце педагога, по мнению автора, должны быть:

- тема рассказа и его содержание должны быть близки детскому опыту; четкость построения,

-отсутствие лишней детализации;

- динамичность действий, яркие описания;

-язык должен быть приближен к разговорному (эмоционален, лишен сухости).

Из личных впечатлений педагог отбирает те, которые должны быть близки детям, полезны в воспитательном отношении. Тематика необходима при обучению творческому рассказыванию (по воображению), следующая: нравственные темы, о детях, о природе. Самое важное, процесс обучения рассказыванию, должен привезти к получению основных речевых умений, которые без соответствия основным требования, практически, по мнению автора не возможны.

Требования к рассказыванию детей:

1. Должно быть самостоятельным, это значит, что рассказ составляется без наводящих вопросов, сюжет повествования не заимствован из рассказа педагога и друзей.

2. Целенаправленность – умение подчинять все содержанию, общему замыслу, без лишней детализации и перечисления.

3. Зачин, развитие сюжета, кульминация, концовка, умелое описание места действия, природы, портрета героя, его настроения.

Следующая программа по обучению рассказыванию принадлежит автору, Ткаченко Т.А.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8


Информация о ообразовании:

Особенности развитии связной речи учащихся младших классов с не резко выраженным общим недоразвитием речи
У детей с общим недоразвитием речи страдает речевая деятельность. Впервые это нарушение было установлено Р.Е. Левиной. Р.Е. Левина определила общее недоразвитие речи, как различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся ...

Академическая система художественного образования в XVI - XII веках
В конце XVI века появляются новые направления в области художественного образования и эстетического воспитания, новые педагогические принципы и установки. Иначе стала строиться и методика преподавания рисования. XVII век в истории методов обучения рисованию следует рассматривать как период становле ...

История возникновения воспитания
Смысл существования предков человека предопределялся их миросозерцанием. На первый взгляд, воспитание первобытных людей выглядело бессистемным, спонтанным, оно не являлось функцией и проявлялось в традициях и фольклоре. Основой социального воспитания всегда была семья. Вначале педагогическая мысль ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.agepedagog.ru