Анализ программ по обучению рассказыванию для детей дошкольного возраста

Статьи по педагогике » Обучение рассказыванию старших дошкольников с использованием моделирования » Анализ программ по обучению рассказыванию для детей дошкольного возраста

Страница 5

Отметим главное: понимание недостаточности знаний малыша и наличия некоторых трудностей; настрой на общение, а не на поучение; стремление к эмоциональному контакту с ребенком; заинтересованная манера обращения; готовность принять и обсудить любые ответы и решения; желание играть; терпение; и сотворчество; артистизм, умение перевоплощаться, импровизировать.

Для развития у детей еще одной способности - к отвлеченному мышлению, в опыте, для каждого этапа имеется условные обозначения, которые, как результат активации познавательной активности дошкольника, заинтересуют и ребенка, и взрослого.

Рассмотренная программа учитывают уровень речевого развития ребенка; программу коррекционного обучения и воспитания детей с общим в соответствии с принципами системности, комплексности, онтогенетического принципа, учета индивидуальных особенностей детей; значимые факторы, облегчающие и направляющие процесс рассказывания.

Наиболее значимыми из таких факторов являются: наглядность, при которой происходит речевой акт (об ее использовании говорили С.Л. Рубинштейн, Л.В. Эльконин, АМ. Леушина «Наглядность облегчает поиск ребёнком слова и направляет формулирование мысли»); моделирование плана высказывания (на значимость которого указывал Л.С. Выготский «Для развития связной речи необходимо наличие предварительной программы высказывания, схемы высказывания, заключающей последовательность этапов, предложений. Необходимо также, чтобы каждое звено высказывания вовремя сменялось последующим звеном»). Это и лежит в основе программы Ткаченко Т.А.

Следующая программа основным методом обучения рассказыванию выдвигает модель. Автором данной программы является Сидорчук Т.А., Кузнецова А.Б. Авторы считают что, для успешного освоения программы обучения в школе у выпускника детского сада должны быть сформированы умения, связно высказывать свои мысли, строить диалог и составлять небольшой рассказ на определенную тему. Но чтобы этому научить, необходимо развивать и другие стороны речи: расширять словарный запас, воспитывать звуковую культуру речи и формировать грамматический строй. Все это так называемый «стандарт», который должен иметь ребенок при поступлении в школу. В практике дошкольного обучения речевые задачи решаются на специально организованных занятиях по развитию речи, которые носят, как правило, комплексный характер».

Многие педагогические коллективы используют интегрированные занятия, включающие в одну сюжетную линию (или тему) задачи и по развитию речи, и по формированию элементарных математических представлений, и по изобразительной деятельности.

В таком подходе можно увидеть много положительного для развития подрастающего человека в плане целостного восприятия окружающего мира и общего развития речи. Но при этом, на наш взгляд, сужаются возможности полноценной подготовки ребенка по развитию речи.

Особенно сложным видом речевой деятельности для ребенка является рассказывание по картине. Проблема организации такого занятия в том, что дети должны выслушивать рассказы по одной картине сначала воспитателя (образец), а затем своих товарищей.

Содержание рассказов почти одинаковое. Варьируются лишь количество предложений и их развернутость. Детские рассказы страдают скудностью (подлежащее - сказуемое), наличием слов-повторов («ну»…, «потом» ., «вот» . и т.д.), длительными паузами между предложениями. Но главным негативом является то, что ребенок не строит свой рассказ сам, а повторяет предыдущий с очень незначительной интерпретацией.

В течение одного занятия педагог успевает опросить только 4 - 6 детей, остальные при этом являются пассивными слушателями. Из отзывов педагогов можно сделать вывод, что более неинтересного занятия, чем составление рассказа по картине, нет. Тем не менее, трудно поспорить с тем, что ребенок должен к школе уметь рассказывать, по картине. Поэтому такой вид работы должен проводиться и давать положительные результаты.

Однако педагоги Сидорчук Т.А. и Кузнецовой А.Б., позволили себе усомниться в том, что:

1) надо обязательно заставлять детей слушать однообразные рассказы;

рассказы, составленные воспитателем и детьми, которых вызывают первыми, должны служить примером для подражания другим ребятам;

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8


Информация о ообразовании:

Решение задач на совместное движение
Начиная с 5-го класса, ученики часто встречаются с этими задачами. Еще в начальной школе учащимся дается понятие «общей скорости». В результате у них формируются не совсем правильные представления о скорости сближения и скорости удаления (данной терминологии в начальной школе нет). Чаще всего, реша ...

Категориальный аппарат работы
Данный параграф посвящен основным понятиям работы. Этот анализ необходим для того, чтобы разобраться во множестве существующих понятий. И так, знаем, что речь — исторически сложившаяся форма общения людей посредством языковых конструкций, создаваемых на основе определённых правил. Процесс речи пред ...

Краткая характеристика исследуемого объекта МБОУ Наримановского района СОШ №10
Название: МБОУ Наримановского района "Средняя общеобразовательная школа №10". Организационная форма ОУ: Муниципальное бюджетное образовательное учреждение. Тип ОУ: Общеобразовательное учреждение. Вид ОУ: Средняя общеобразовательная школа. Организационная структура: Самостоятельное учрежде ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.agepedagog.ru