Педагогическая мысль в первой половине XX в

Страница 1

Анатолий Васильевич Луначарский (1875 – 1933) известен как выдающийся советский государственный деятель, один из основателей и строителей советской социалистической культуры, глубоко и разносторонне образованный человек. Луначарский, первый народный комиссар просвещения, стоял у истоков советской школы.

Луначарский внес значительный вклад в решение таких важнейших педагогических проблем, как школа и жизнь, личность и коллектив, личность и общество.

Для Луначарского высшей ценностью является личность, и основную цель воспитания он видел во всестороннем развитии личности. “… нужно создать гармонического человека, т. е., с одной стороны – развить (и удовлетворить) его потребности, а с другой – развить все его способности”.

Луначарский придавал огромное воспитательное значение коллективному труду. “Мы принимаем труд как воспитательное средство, ибо знаем, что только путем коллективного труда мы можем воспитывать целый ряд свойств характера, необходимых для того, чтобы личность была прочной и ценной”.

“Каждый человек должен быть человеком труда, которому наука является только опорой, которому знание служит предварительной подготовкой для труда, чтобы он был целесообразен, чтобы он был направлен по линии, которая определяется человеческим идеалом”.

Луначарский считал, что на первой стадии развития ребенка в значительной степени должны быть стерты границы, отделяющие один “предмет” от другого. Когда фундамент заложен, возможна уже большая дифференциация.

Луначарский говорил об огромной важности не только научного образования, но и физического, эстетического (художественного) развития детей.

“Рядом с научным образованием, рядом с развитием человеческой мысли путем восприятия знаний, путем методического изучения труда огромнейшую роль должно играть физическое образование… Человек имеет задачу – развивать свое тело. “Физическое образование ребенка есть база для всего остального. Без правильного применения гигиены в развитии ребенка, без правильно поставленной физкультуры и спорта мы никогда не получим здорового поколения”.

“… и эстетическое образование не может быть оставлено в стороне: мы понимаем его как развитие творческих побуждений человека к красоте. Основная задача человека – сделать себя и все вокруг себя красивым”. “Художественное воспитание должно быть принято как один из методов общественного воспитания и поставлено на должную высоту”.

Луначарский говорил, что учиться нужно постоянно. “Значит, образование не есть только школьное дело. Школа дает лишь ключи к этому образованию”.

Сергей Иосифович Гессен (1887 – 1950) - ученый – педагог, философ, публицист и переводчик.

Идея единства национального и общечеловеческого (“сверхнационального”, которое нисколько не умаляет национального, а, наоборот, требует его многообразия) была одной из стержневых идей педагогической концепции Гессена.

Гессен считал, что во взаимоотношениях учителя и ученика ведущим должен быть принцип свободы, не отвергающий ни понятия авторитета, ни понятия долга, принуждения, но трансформирующий их в моменты свободной воли ученика. Дисциплина возможна только через свободу, а свобода – через закон долга. “Свобода есть не факт, а цель, не данность, а задание воспитания”.

Свобода индивида, по Гессену, не есть только познание необходимости, как не есть даже выбор возможности. “Свобода есть творчество нового, в мире дотоле не существовавшего… Свобода не есть произвольный выбор между несколькими уже данными в готовом виде, хотя и возможными только путями, но создание нового особого пути, не существовавшего ранее даже в виде возможного выхода”.

Задача обучения, указывает Гессен, – овладение методом. Всякое отдельное знание передается здесь не ради себя, а ради некоего более глубокого начала, лежащего позади того, что преподается, и его порождающего. Задача учителя – мыслить научно, применять метод как орудие мысли. “Только постоянная напряженность мысли, с которой учитель использует на деле, в живой работе метод научного знания, ставя перед учениками проблему, разрешая с его помощью вставшие перед классом вопросы, встречая им неожиданные затруднения, указывая путь для решения возникающих то у одного, то у другого недоразумений, - только такая бдительность мысли способна приобщить ученика к методу знаний”

Страницы: 1 2 3 4


Информация о ообразовании:

Структура коллектива
В различных подсистемах отношений одни и те же члены коллектива могут занимать неодинаковое положение. Для более точной характеристики места каждого человека в структуре внутриколлективных отношений социальные психологи пользуются специальными понятиями: «позиция», «статус», «внутренняя установка» ...

Психолого-педагогические предпосылки развития ИСПД школьника
Для выработки индивидуального стиля познавательной деятельности школьника необходимо создание определенных психолого-педагогических условий для согласованных действий педагога и ученика. При этом анализу условий формирования индивидуального познавательно стиля посвящено немало исследований. Так, Е. ...

Структура и способы построения обучения в первом классе по программе Л.В. Занкова
В экспериментальной системе Л.В. Занкова принята иная, чем в традиционном обучении, постановка задач. На первом месте - развитие учащихся как основа успешного усвоения знаний и навыков. Ведущие организационные формы те же, что и в традиционной системе, но более гибкие, динамичные. Это иной тип обуч ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.agepedagog.ru