Педагогическая мысль в первой половине XX в

Страница 2

Гессен считал, что целью образования является формирование высоконравственной, свободной и ответственной личности. Своеобразие личности прежде всего - в ее духовности.

Подчеркивал ведущую роль философии как источника педагогической науки.

Павел Петрович Блонский (1884 – 1941) - автор более 200 педагогических, психологических, педологических, философских работ, оказал заметное воздействие на становление отечественной педагогической науки.

Приверженец биогенетической концепции, он утверждал, что ребенок в своем онтогенезе сжато повторяет основные стадии биологической и социальной эволюции человечества, что и надлежит учитывать в воспитании.

При изучении мышления детей пользовался исключительно экспериментальными методиками. Иногда на поиск адекватной методики у Блонского уходило несколько лет. Выводы основывал на огромном фактическом материале.

“Блонский стремился превратить педагогику в строго нормативную науку, далекую от обыденных рассуждений и рецептов. Он полагал, что педагогика как наука требует философских обоснований, опоры на достижения биологии, генетики, физиологии, социологии и других наук о человеке. Она должна изучать причинно-следственные связи в воспитании и обучении. Важнейший инструментарий научной педагогики и гарантия достоверного педагогического знания – объективные статистические сведения о ребенке и детстве, полученные с помощью различных тестов. При этом Блонский предостерегал от недостаточной репрезентативности диагностических методов” . Центром педагогического процесса у Блонского являлся ребенок. Считая, что необходимо глубокое познание и учет в воспитании половых, возрастных, персональных и типических особенностей ребенка, он ввел разделение учащихся на сильные и слабые типы физического и умственного развития. “Ребенок сильного типа не должен конкурировать с ребенком слабого типа, он нуждается в дополнительных занятиях”.

Согласно концепции трудовой школы П. П. Блонского предполагалось, что учащиеся должны приобретать знания не через отдельные дисциплины, а посредством трудовой жизни и отношений людей, а также окружающего природного мира. Обучение следовало строить в соответствии с различными фазами детского развития (генетический метод).

Особое внимание Блонский уделял проблеме развития интеллекта детей в процессе образования. “Мышление – та функция интенсивнейшее развитие, ко-торой является одной из самых характерных особенностей школьного возраста”. Он считал архаическими вопросно-ответную систему и экзамены. По мнению Блонского целесообразно упражнять ребенка посредством решения различных учебных и нравственных проблем (помощь товарищу, взрослому, родителю)” .

Станислав Теофилович Шацкий (1878 –1934) - теоретик и практик, он внес свой вклад в развитие идей социального воспитания, создание экспериментальных учебно-воспитательных учреждений: “Сеттльмент”, “Бодрая жизнь”. “В этих учреждениях проходили проверку идеи самоуправления учащихся, воспитания как организации жизнедеятельности детей, лидерства в сообществе школьников и др”.

Шацкий считал, что главное влияние на развитие ребенка имеют не генетические задатки, а социально-экономическая среда, что “организовать жизнь детей – значит организовать их деятельности, которые мы определяем как деятельность самосохранения (сохранения здоровья), труда физического, игры, искусства, деятельности умственную и социальную”.

“Организация детских деятельностей должна отвечать их возрастным периодам, с одной стороны; с другой стороны, быть по возможности полной и жизненно необходимой для них”.

Оставляя за школой основную роль в воспитательной работе с детьми, Шацкий подчеркивал, что учебно-воспитательное заведение должно быть теснейшим образом связано с жизнью, являться центром и координатором воспитательного воздействия среды. “Так как деятельность детей есть результат в сильной степени влияния среды, то перед нами стоит вопрос о педагогике среды, об огромном педагогическом процессе, протекающем в обществе”. Главными факторами деятельности ребенка в процессе воспитания и обу-чения Шацкий называл творчество и самодеятельность. Основная цель обучения – не приобретение знаний, а развитие мышления, воспитание ума”.

Страницы: 1 2 3 4


Информация о ообразовании:

Подготовка воспитателя к занятию
Организуя занятие с дошкольниками, необходимо, прежде всего определить его главную цель. А заключается она в том, будет ли это занятие носить развивающий характер или преследовать сугубо обучающую цель. На обучающем занятии дети накапливают необходимый личностный опыт: знания, умения, навыки и прив ...

Идеи педагогики развития в истории образования
На сегодняшний день исследование представленности идей педагогики развития в истории образования очень актуально. В. В. Давыдов еще в 1996 г. подчеркивал значимость исследований по истории образования: “… если мы в ближайшее время получим значимые труды по истории образования, то мы сможем приступи ...

Сумма векторов
Остановимся на трудностях, которые возникают при знакомстве со свойствами суммы векторов. Если ученики, работая по учебнику Погорелова, научились пользоваться приведенным здесь формальным и поэтому весьма трудным определением суммы векторов, то знакомство со свойствами сложения трудностей не вызове ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.agepedagog.ru