Рассматривая вопрос о месте производительного труда в воспитании, Шацкий подчеркивал, что детский труд не должен быть трудом взрослых, “…детский труд существенно отличается от труда взрослых тем, что он должен быть общеобразовательным” .
Д. Дьюи (1859 -1952) – наиболее яркий представитель философско-педагогического направления прагматизма с его трактовкой истинности как практической значимости: “истинно то, что полезно”.
Каждый ребенок, по определению Дьюи, - неповторимая индивидуальность и потому должен стать центром педагогического процесса.
“Экспериментальный метод у Дьюи предполагал, что мы знаем только то и тогда, когда своей деятельностью можем произвести действительно изменения в вещах, которые подтвердят или опровергнут наши знания”.
Накопление ребенком индивидуального опыта ведет к формированию его личности. Обучение, по Дьюи, должно сводиться преимущественно к игровой и трудовой деятельности, где каждое действие ребенка становится инструментом его познания, собственного его открытия, способом постижения истины. Конечным результатом обучения должна была стать сформированность навыков мышления, под которыми понималась способность в первую очередь к самообучению. Целями образовательного процесса выступали умение решать жизненные задачи, овладение творческими навыками, обогащение опыта, под которым понимались знания как таковые и знания о способах действия, а также воспитание вкуса к самообучению и самосовершенствованию”.
Реализация идей Дьюи на практике осуществлялась в 1884-1916 гг. в разных школах.
Задачей школы была подготовка учащихся к самостоятельному решению возникающих проблем, выработка умения приспосабливаться к среде, а также развитие в детях демократического настроя. “Чтобы школа могла укрепить в детях общественный дух и развивать в них демократический настрой, по убеждению Дьюи, она должна быть организована как кооперативное общество. Школа лишь тогда сможет учить демократии, когда она сама станет “учреждением, в котором ребенок, являясь полноценным членом, принимает участие в общественной жизни, внося в нее свой вклад”.
Воспитатель и учитель должны были лишь направлять деятельность учащихся в соответствии с их способностями. “ …вместо того, чтобы навязывать ребенку учебный предмет…, Дьюи предлагал “психологизировать” учебную программу, создав такую атмосферу, когда ребенок в своей непосредственной деятельности будет сталкиваться с проблемами, для разрешения которых ему потребуются знания и умения в естественных науках, истории и искусстве. Учебная программа в действительности подсказывает учителю, что “такие-то возможности, достижения в области истины, красоты и поведения открыты для этих детей. Отныне изо дня в день вы должны создавать подобные условия, чтобы их собственная деятельность неуклонно развивалась в данном направлении – к их самореализации”.
Для учащихся способом приобретения опыта являлось решение различных практических задач: изготовить макет, найти ответ на вопрос и т. д., а приобретение необходимых для этого знаний связывалось с интересами ребенка, которые обеспечивают его внимание и активность.
Школьное обучение, согласно Дьюи, следует начинать с деятельности учащихся, имеющей социальное содержание и применение, и только позже подводить школьников к теоретическому осмыслению материала, к познанию природы вещей и способов их изготовления. Содержание образования, таким образом, усваивается как побочный продукт в ходе исследования проблемной обучающей среды, организованной как логическая последовательность педагогических ситуаций.
“Способность учиться у самой жизни и делать ее условия такими, чтобы все учились в процессе жизни, есть наилучший результат обучения в школе”.
Системы, которые В. В. Давыдов относил к педагогике развития (система общего развития детей Л. В. Занкова, система развивающего обучения Д. Б. Эльклнина – В. В. Давыдова, школу диалога культур В. С. Библера, С. Ю. Курганова и гуманную педагогику Ш. А. Амонашвили) должны быть подробно освящены во второй части учебного пособия “Введение в педагогику развития”. В дипломной работе они не приводятся в связи с тем, что мы не ставили цель написать примерный текст учебного пособия – это дальнейшая работа.
Информация о ообразовании:
Изучение уровня развития основных движений у дошкольников
В дошкольном возрасте закладываются основы всестороннего гармонического развития личности ребенка. Важную роль при этом играет своевременное и правильно организованное физическое воспитание, одной из основных задач которого является развитие и совершенствование движений. Развитие и совершенствовани ...
Методические рекомендации педагогам по организации самостоятельной работы
учащихся на уроках технологии «Ручное ковроделие» 7 класс
Методические рекомендации педагогам по организации самостоятельной работы учащихся на уроках Технологии для 7 классов в общеобразовательной школе предназначены для развития активной умственной деятельности школьников в процессе их самостоятельной работы. В педагогической литературе организация само ...
Исследование уровня сформированности положительного
отношения к труду у детей старшего дошкольного возраста
На первом этапе экспериментальной работы мы провели диагностику уровня сформированности положительного отношения к труду у детей старшего дошкольного возраста. Базой исследования явился детский сад № 177 "Гномик", г. Тольятти. Диагностика была проведена в старшей группе детского сада. Это ...