Анализ программ по обучению рассказыванию для детей дошкольного возраста

Статьи по педагогике » Обучение рассказыванию старших дошкольников с использованием моделирования » Анализ программ по обучению рассказыванию для детей дошкольного возраста

Страница 2

На занятиях по обучению рассказывания автор рекомендует на первый план выставлять не очерёдность, того или иного вида рассказывания (пересказ, составление рассказов по картине, об игрушке, различные виды творческих рассказов), а сочетаемость задачи развития связной речи с другими задачами. Так, некоторые занятия с предметами и сюжетными картинками используются и для выполнения детьми лексических, грамматических и фонетических упражнений, и для воспитания умения отвечать на вопросы педагога, выделять признаки описываемых предметов и составлять самостоятельные рассказы. Большое внимание уделяется оценке детских высказываний. Сначала оценку даёт педагог (спасибо за рассказ, было очень интересно). В 5-7 лет дети могут сами оценивать свои рассказы – это как часть обучения построения связного высказывания. На каждом занятии решаются и воспитательные задачи: развитие культуры речевого общения; формирование нравственных качеств личности (сопереживание, сочувствие), при этом большое положительное воздействие оказывает, прежде всего, содержание литературных произведений, картин.

При обучении дошкольников пересказу литературных произведений их внимание специально обращают на тему (содержание) произведения, благодаря чему они проникают в нравственные аспекты произведения, у них формируются этические представления и нравственные чувства. А при использовании методических приёмов развития связной монологической речи способствуют формированию нравственного поведения.

При совместном рассказывании (по одной картине или по серии сюжетных картин) дети договариваются между собой о последовательности рассказывания: кто начнёт, кто продолжает, кто завершает рассказ. Здесь, с одной стороны, для них самих и для других детей выступает «живая модель» структуры рассказа, с другой – происходит формирование взаимоотношений, необходимых для выполнения совместной деятельности.

Рассказывание группами учит дошкольников договариваться между собой, в случае необходимости помогать друг другу, уступать и т. д. Коллективное рассказывание может осуществляться в разных формах:

1. При выборе рассказчиков педагогом.

2. Группой детей.

3. Одним из детей.

Педагогу важно учитывать условия воспитания и уровень развития детей, помнить о воспитательных задачах и решать их во взаимосвязи с другими (речевыми, умственными, эстетическими) задачами.

В ходе обучения рассказыванию автор рекомендует составлять рассказ, например, описательного или сюжетного характера, используя игрушки, предметы, иллюстрации, картинки. Например, игрушка Мишка, либо рассказ через дидактические или сюжетные игры. Например, магазин игрушек, письмо принес почтальон.

Белоус И.А. в своей программе рекомендует использовать следующие приемы при составлении рассказов:

- образец педагога (должен повторить, не выдумывая).

- план педагога (3-4 вопроса).

- указание и оценка рассказов.

В опыте представлены следующие виды занятий по обучению детей рассказыванию: составление описательного или сюжетного рассказа по картине или набору картин; - составление описательного или сюжетного рассказа по игрушке (предмету) или набору игрушек; - пересказ народных сказок или рассказов; - составление рассказа из личного опыта (по памяти); - составление творческих рассказов (воображение). Например, «Как бы я помог маме».

Основными приемами обучения детей рассказыванию, считает:

- образец речи (рассказа) педагога;

- план рассказа;

- коллективное составление рассказа;

- составление рассказа по частям;

- вопросы, элементарные указания, упражнения;

- демонстрация наглядного материала;

- оценка рассказа детей.

Образец рассказа педагога – краткое живое описание какого-либо предмета или события, доступное для восприятия по содержанию и форме.

Рассказ педагога, который служит образцом для детей, должен иметь следующие качества: содержательность, связанность, последовательность. Это живые, коротенькие рассказы, понятные и интересные детям, изложенные простым языком без ненужного украшательства.

План рассказа – 2-3 вопроса, определяющие содержание и последовательность изложения. Например, день рождение Лисы:

- о том, как звери собираются в гости;

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Информация о ообразовании:

Мониторинг качества образования как ресурс развития муниципальной системы образования
Методология управления качеством, нацеленная на перевод системы образования в новое состояние, обеспечивающее качественное современное образование, адекватное потребностям развивающейся личности, общества и экономики, является основополагающей в деятельности департамента образования Администрации М ...

Мотивы получения образования педагога-психолога
Проблема мотивации педагогической деятельности, как и в целом проблема мотивации поведения и деятельности человека, является одной из наиболее сложных и малоразработанных. Практически нет специальных исследований, в которых бы прослеживалась взаимосвязь мотивов выбора педагогической профессии и мот ...

Специфика внешкольной социально-педагогической работы по месту жительства
Ребенок, как и взрослый, входит в общество не через один, а одновременно через несколько институтов – семья, класс, клуб, кружок, спортивные секции в школе и во внешкольных учреждениях, которые имеют свои особенности в процессе социализации личности. Специфика внешкольной сферы воспитания, непосред ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.agepedagog.ru