Арт-синтез терапия как комплекс реабилитационных воздействий

Страница 3

В работе с детьми реабилитационного отделения и их родителями мы привели им пример, достойный подражания. Московский "Театр Простодушных" уникален. В мире нет другой драматической труппы, где играли бы только актеры с синдромом Дауна. На несуразностях и дефектах речи, пластики и мимики, которые внешне отличают людей с синдромом Дауна от "нормальных" людей, режиссер Игорь Неупокоев умудрился построить художественный язык своего театра. Он их любит. Пожалуй, не меньше родителей, которые все эти годы помогают им учить роли, возят на репетиции, шьют костюмы, переодевают и вовремя выталкивают на сцену. Родители - "второй состав" труппы. Режиссер - ее движитель.

Спектакли "простодушных" не похожи на самодеятельность - искусство для актеров. Эта игра именно для зрителя - умного, искушенного взрослого. И если до спектакля люди неуверенно хмурятся: "Они даунов, как дрессированных, будут выводить? Зачем?" - то после заявляют: "Это - театр. Даже если бы они вообще не умели говорить, мы бы все поняли".

Спектакли "простодушных" можно увидеть в Москве и на фестивалях "особых" театров. В этом году знаменитая труппа решилась на гастроли. Отыграли два спектакля в Воронеже. В планах - Ярославль. Мы смотрели отрывки из "Приходите завтра" по Гоголю в их исполнении на видео, дети с любопытством изучали фотографии (приложение 7), родители - статьи об этом необычном театре. Многие родители после просмотра отмечали, что подобные явления внушают надежду в то, что их дети нужны в этом мире кому-то, кроме них самих.

Таким образом, эффективность АСТ заключается в следующем:

- дается возможность ребенку узнать о своей уникальности, осознать свои скрытые возможности и резервы;

- появляется новый взгляд на мир, на жизнь, на себя самого;

- извлекается смысл из всего пережитого;

- активизируется поиск своего места в жизни, максимальное использование собственных возможностей и ресурсов.

Не обладая специальными познаниями в психологии и психотерапии, в процессе своих занятий с детьми мы не задавались целью интерпретации их работ, диагностики их психологических проблем. Мы просто хотели дать им возможность самовыражения, были глубоко заинтересованы не столько в результатах сколько в ходе творческого процесса. Одним словом, мы стали как бы "забывать" о терапии, оставляя ее глубоко "внутри" самоценной творческой деятельности. Насколько можем судить, терапевтические задачи от такого подхода не пострадали. Нетрадиционные воспитательные технологии вызывают симпатию и уважение не только потому, что заменяет шприцы и микстуры более приятными вещами. Превращая искусство в средство, в "препарат" для оздоровления детей, терапия творчеством легко и весело манифестирует глубоко гуманное положение: человек важнее, чем искусство. Технология является только набором художественных средств и приемов, а в результате ее воплощения возникают не произведения искусства, а веселые, полезные, оздоровительные игры.

В отличие от терапии творчеством, подлинное искусство в принципе не утилитарно. Бескорыстие и есть то необходимое условие, которое актуализирует в творчестве "большое Я" человека. Дети и подростки с ограниченными возможностями, имеющие частные проблемы с движением, слухом, зрением, дикцией с помощью терапии творчеством как бы "приближаются" к нам, более здоровым людям. Это – вполне приемлемый путь, ведущий к реабилитации и социальной адаптации.

Таким образом, на основе проведенных занятий мы пришли к необходимости внедрения в работу исследуемого нами учреждения курса творческого развития для детей со специальными потребностями.

Содержание курса: адаптация методов и приемов терапии творчеством к возможностям детей и подростков с ограниченными возможностями.

Цель курса: совмещение терапевтических, развивающих и творческих задач, формирование простейших социальных навыков в процессе групповой художественной деятельности.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Информация о ообразовании:

Основные категории дошкольной педагогики
Дошкольная педагогика имеет свой понятийный аппарат, которым она оперирует. Основными категориями в дошкольной педагогической науке являются: воспитание, развитие, формирование, обучение. Воспитание – целенаправленный, систематический, организованный процесс формирования личности ребенка. Развитие ...

Цели, задачи и содержание воспитания в профессиональном обучении
Цель воспитания в профессионально обучении- формирование гармоничной развитой, способной, социально и профессионально мобильной личности, готовой и способной выполнять систему социальных ролей, в том числе профессиональной, и уважать общечеловеческие и национальные ценности. Задачи воспитания в про ...

Направления и формы кружковой работы по физическому воспитанию у детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ "Колокольчик"
Физическое воспитание в ДОУ, учитывая основные задачи по их реализации осуществляется через: -Разработку и апробацию диагностических методик для определения эффективности здоровьесберегающей деятельности. -Мониторинг состояния здоровья детей, проводимый с периодичностью 2 раза в год (май, декабрь). ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.agepedagog.ru