В работе с детьми реабилитационного отделения и их родителями мы привели им пример, достойный подражания. Московский "Театр Простодушных" уникален. В мире нет другой драматической труппы, где играли бы только актеры с синдромом Дауна. На несуразностях и дефектах речи, пластики и мимики, которые внешне отличают людей с синдромом Дауна от "нормальных" людей, режиссер Игорь Неупокоев умудрился построить художественный язык своего театра. Он их любит. Пожалуй, не меньше родителей, которые все эти годы помогают им учить роли, возят на репетиции, шьют костюмы, переодевают и вовремя выталкивают на сцену. Родители - "второй состав" труппы. Режиссер - ее движитель.
Спектакли "простодушных" не похожи на самодеятельность - искусство для актеров. Эта игра именно для зрителя - умного, искушенного взрослого. И если до спектакля люди неуверенно хмурятся: "Они даунов, как дрессированных, будут выводить? Зачем?" - то после заявляют: "Это - театр. Даже если бы они вообще не умели говорить, мы бы все поняли".
Спектакли "простодушных" можно увидеть в Москве и на фестивалях "особых" театров. В этом году знаменитая труппа решилась на гастроли. Отыграли два спектакля в Воронеже. В планах - Ярославль. Мы смотрели отрывки из "Приходите завтра" по Гоголю в их исполнении на видео, дети с любопытством изучали фотографии (приложение 7), родители - статьи об этом необычном театре. Многие родители после просмотра отмечали, что подобные явления внушают надежду в то, что их дети нужны в этом мире кому-то, кроме них самих.
Таким образом, эффективность АСТ заключается в следующем:
- дается возможность ребенку узнать о своей уникальности, осознать свои скрытые возможности и резервы;
- появляется новый взгляд на мир, на жизнь, на себя самого;
- извлекается смысл из всего пережитого;
- активизируется поиск своего места в жизни, максимальное использование собственных возможностей и ресурсов.
Не обладая специальными познаниями в психологии и психотерапии, в процессе своих занятий с детьми мы не задавались целью интерпретации их работ, диагностики их психологических проблем. Мы просто хотели дать им возможность самовыражения, были глубоко заинтересованы не столько в результатах сколько в ходе творческого процесса. Одним словом, мы стали как бы "забывать" о терапии, оставляя ее глубоко "внутри" самоценной творческой деятельности. Насколько можем судить, терапевтические задачи от такого подхода не пострадали. Нетрадиционные воспитательные технологии вызывают симпатию и уважение не только потому, что заменяет шприцы и микстуры более приятными вещами. Превращая искусство в средство, в "препарат" для оздоровления детей, терапия творчеством легко и весело манифестирует глубоко гуманное положение: человек важнее, чем искусство. Технология является только набором художественных средств и приемов, а в результате ее воплощения возникают не произведения искусства, а веселые, полезные, оздоровительные игры.
В отличие от терапии творчеством, подлинное искусство в принципе не утилитарно. Бескорыстие и есть то необходимое условие, которое актуализирует в творчестве "большое Я" человека. Дети и подростки с ограниченными возможностями, имеющие частные проблемы с движением, слухом, зрением, дикцией с помощью терапии творчеством как бы "приближаются" к нам, более здоровым людям. Это – вполне приемлемый путь, ведущий к реабилитации и социальной адаптации.
Таким образом, на основе проведенных занятий мы пришли к необходимости внедрения в работу исследуемого нами учреждения курса творческого развития для детей со специальными потребностями.
Содержание курса: адаптация методов и приемов терапии творчеством к возможностям детей и подростков с ограниченными возможностями.
Цель курса: совмещение терапевтических, развивающих и творческих задач, формирование простейших социальных навыков в процессе групповой художественной деятельности.
Информация о ообразовании:
Поурочное планирование
№ урока Название темы Кол-во часов Дата провед. Прим. 8 класс I Векторы 1 Понятие вектора. 1 2 Равенство векторов. Откладывание вектора от данной точки. Обучающая самостоятельная работа (12-15 мин.) 1 3 Сумма двух векторов. Правило треугольника 1 4 Законы сложения векторов. Правило параллелограмма. ...
Организационные формы обучения учащихся в
учебно–производственных мастерских
В основном к организации занятий ПО применяется классно-урочная форма. Особенности заключаются в продолжительности и структуре уроков. Как правило, занятие длится шесть академических часов (в теоретическом обучении – 1 или 2 академических часа). В зависимости от дидактических целей выделяют несколь ...
Приемы активизации познавательной деятельности
познавательный интерес обучение школьник В процессе приобретения учащимися знаний, умений и навыков важное место занимает их познавательная активность, умение учителя активно руководить ею. Со стороны учителя учебный процесс может быть управляемым пассивно и активно. Пассивно управляемым процессом ...