Арт-синтез терапия как комплекс реабилитационных воздействий

Страница 3

В работе с детьми реабилитационного отделения и их родителями мы привели им пример, достойный подражания. Московский "Театр Простодушных" уникален. В мире нет другой драматической труппы, где играли бы только актеры с синдромом Дауна. На несуразностях и дефектах речи, пластики и мимики, которые внешне отличают людей с синдромом Дауна от "нормальных" людей, режиссер Игорь Неупокоев умудрился построить художественный язык своего театра. Он их любит. Пожалуй, не меньше родителей, которые все эти годы помогают им учить роли, возят на репетиции, шьют костюмы, переодевают и вовремя выталкивают на сцену. Родители - "второй состав" труппы. Режиссер - ее движитель.

Спектакли "простодушных" не похожи на самодеятельность - искусство для актеров. Эта игра именно для зрителя - умного, искушенного взрослого. И если до спектакля люди неуверенно хмурятся: "Они даунов, как дрессированных, будут выводить? Зачем?" - то после заявляют: "Это - театр. Даже если бы они вообще не умели говорить, мы бы все поняли".

Спектакли "простодушных" можно увидеть в Москве и на фестивалях "особых" театров. В этом году знаменитая труппа решилась на гастроли. Отыграли два спектакля в Воронеже. В планах - Ярославль. Мы смотрели отрывки из "Приходите завтра" по Гоголю в их исполнении на видео, дети с любопытством изучали фотографии (приложение 7), родители - статьи об этом необычном театре. Многие родители после просмотра отмечали, что подобные явления внушают надежду в то, что их дети нужны в этом мире кому-то, кроме них самих.

Таким образом, эффективность АСТ заключается в следующем:

- дается возможность ребенку узнать о своей уникальности, осознать свои скрытые возможности и резервы;

- появляется новый взгляд на мир, на жизнь, на себя самого;

- извлекается смысл из всего пережитого;

- активизируется поиск своего места в жизни, максимальное использование собственных возможностей и ресурсов.

Не обладая специальными познаниями в психологии и психотерапии, в процессе своих занятий с детьми мы не задавались целью интерпретации их работ, диагностики их психологических проблем. Мы просто хотели дать им возможность самовыражения, были глубоко заинтересованы не столько в результатах сколько в ходе творческого процесса. Одним словом, мы стали как бы "забывать" о терапии, оставляя ее глубоко "внутри" самоценной творческой деятельности. Насколько можем судить, терапевтические задачи от такого подхода не пострадали. Нетрадиционные воспитательные технологии вызывают симпатию и уважение не только потому, что заменяет шприцы и микстуры более приятными вещами. Превращая искусство в средство, в "препарат" для оздоровления детей, терапия творчеством легко и весело манифестирует глубоко гуманное положение: человек важнее, чем искусство. Технология является только набором художественных средств и приемов, а в результате ее воплощения возникают не произведения искусства, а веселые, полезные, оздоровительные игры.

В отличие от терапии творчеством, подлинное искусство в принципе не утилитарно. Бескорыстие и есть то необходимое условие, которое актуализирует в творчестве "большое Я" человека. Дети и подростки с ограниченными возможностями, имеющие частные проблемы с движением, слухом, зрением, дикцией с помощью терапии творчеством как бы "приближаются" к нам, более здоровым людям. Это – вполне приемлемый путь, ведущий к реабилитации и социальной адаптации.

Таким образом, на основе проведенных занятий мы пришли к необходимости внедрения в работу исследуемого нами учреждения курса творческого развития для детей со специальными потребностями.

Содержание курса: адаптация методов и приемов терапии творчеством к возможностям детей и подростков с ограниченными возможностями.

Цель курса: совмещение терапевтических, развивающих и творческих задач, формирование простейших социальных навыков в процессе групповой художественной деятельности.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Информация о ообразовании:

Пути и условия организации эвристического обучения в школе
Развитие творческого мышления у учащихся в процессе изучения ими математики является одной из актуальных задач, стоящих перед преподавателями математики в современной школе. Основным средством такого воспитания и развития математических способностей учащихся являются задачи. Не случайно известный м ...

Поурочное планирование
№ урока Название темы Кол-во часов Дата провед. Прим. 8 класс I Векторы 1 Понятие вектора. 1 2 Равенство векторов. Откладывание вектора от данной точки. Обучающая самостоятельная работа (12-15 мин.) 1 3 Сумма двух векторов. Правило треугольника 1 4 Законы сложения векторов. Правило параллелограмма. ...

Качества личности учителя, необходимые для проявления педагогического такта
Такт как профессиональное качество учителя представляет собой интегративное образование. Как педагогическая категория такт имеет сложную структуру. По мнению И.И. Рыдановой основным его компонентами выступают психологический, нравственно-этический, эстетический, инструментальный или технологический ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.agepedagog.ru