В жизни любого человека происходят всевозможные кризисные ситуации: конфликты, эмоциональные потрясения, потери любимых людей. В подростковом и юношеском возрасте легкий конфликт с родителями, преподавателем, друзьями может привести к самым страшным последствиям и реакциям. И если эмоциональная, психологическая помощь не приходит вовремя, боль, обиды накапливаются, напряжение растет… У одних реакцией на стресс будет агрессия, у других - уход от реальности, избегание общения и даже попытки уйти из жизни. Таким образом, возможны два пути: или человек старается разобраться в ситуации и в себе, и тогда агрессия берет на себя функцию познавательную, движущую вперед; или человек активно и жестоко защищается.
Неумение или невозможность отреагировать - пережить в себе наполняющие чувства - ведут к угнетенному состоянию, физиологическим и психическим изменениям. Нарушается эмоциональная, познавательная, поведенческая сферы, и . рождаются новые проблемы и т.д., и т.п.
В любой кризисной ситуации происходит разрушение собственного "Я". Но человеческая психика так устроена, что ищет баланс и стабильность и находит его через защитные механизмы и через общественное сознание, культуру и искусство.
Известно, что формирование личности происходит по двум направлениям - через формирование мышления и через пробуждение чувств. От плохих, тяжелых мыслей и переживаний необходимо освободиться - пройти "очищение". Искусство владеет средствами, с помощью которых человек может рассказать о своем внутреннем мире, о том, что его волнует, тревожит .
Психология утверждает, что образы художественного творчества отражают все виды подсознательных процессов, включая страхи , конфликты и пр. Одним из современных направлений использования художественного творчества в психотерапевтических целях является методика Е.П. Беляковой - "Артсинтезтерапия" (ACT).
Целью данной методики является выявление и развитие адаптационных возможностей личности. Эта цель достигается путем формирования способностей к творческому акту, направленному на умение применять их в решении жизненно важных проблем. Развитие творческих возможностей стимулирует максимальное использование собственных сил и ресурсов в решении сложных жизненных задач, формирует готовность изменять себя и свою жизнь. Искусство развивает воображение, фантазию - без них трудно что-либо создать в жизни.
Сознательная фантазия - это своего рода программирование будущих успехов и достижений. Это простая форма исполнения желаний. Бессознательная фантазия - это сигнал о скрытых возможностях. Важно установить связь между сознательной и бессознательной фантазией посредством стимуляции творческой активности при помощи техник-искусств: упражнения в ассоциациях, стихосложение, живопись, театр импровизации, драматургия, сценическая пластика, риторика (см. табл. 2.3).
Таблица 2.3 Содержание АСТ
Техники-искусства |
Приобретаемые навыки |
Упражнения с ассоциациями |
В них используются образы, символы, аллегории и метафоры (свободные и на заданную тему). Задача - лаконично описать возникающие образы - картинки. Цель этого упражнения - пробудить яркие ассоциации и образы, необходимые для активизации бессознательной и сознательной фантазии. Упражнения в ассоциациях помогают развитию творческого мышления, стимулируют эмоционально-волевую сферу, а также выявляют скрытые переживания, проблемы, мотивы и пр. |
Упражнения по стихосложению |
Учат ребенка тонко и изысканно, лаконично и точно говорить о том, что он чувствует. Чем ярче и выразительнее он сможет описать свои чувства, тем понятнее и привлекательнее станет для окружающих! На первых порах АСТ-занятий мы пишем "белым" стихом, то есть без рифмы. Но в заданном размере - хорей, ямб, дактиль и т.д. (объяснив ребенку, что это такое). А дальше начинается самое интересное – поиск "своих" слов. Вот здесь пора открыть маленький психотерапевтический секрет. Дело в том, что если мы какими-то эмоциями не пользуемся, они, конечно, не отмирают, но чахнут и "мумифицируются". И когда человек начинает подбирать самые точные, самые емкие слова для передачи настроения, его невостребованные, полумертвые эмоции начинают оживать! |
Живопись |
Занятия строятся на отображении собственных впечатлений, ощущений, переживаний при помощи цветовых сочетаний. Цвет обладает наибольшей степенью эмоционального воздействия. Цель занятий живописью - выработка целостного восприятия окружающего мира, активизация и обогащение эмоциональной сферы. В приложении 6 представлены рисунки наших подопечных, раскрывающие темы семьи и быта, Земли и Неба. |
Сценическая пластика. |
Известно, что личностные особенности человека отражаются в позе, движениях, жестах. По мнению психотерапевтов, занимающихся телесно-ориентированной и танцевальной терапией, невыраженные чувства со временем подавляются и скрываются. Это приводит к телесной ригидности, хроническому мышечному напряжению - "телесной броне" по выражению В. Райха, и в дальнейшем - к изменению личности. Существуют различные формы воздействия на человека через работу с телом, но общее у всех одно - увеличение диапазона эмоциональных проявлений, повышение самооценки. Открывается возможность пережить максимальный спектр чувств и осознать высокий смысл собственный переживаний. |
Театр (постановка, импровизация) |
Применение психодрамы расширяется год от года. По социологической теории ролей, каждый сознательно или неосознанно играет в жизни разные роли. Если сделать сильный, выразительный жест, в человеке вспыхнет соответствующее желание. Занятия театром способствуют обучению новым эмоциональным альтернативам поведения и способам взаимодействия с окружающим миром, стимулируют желание строить свою жизнь на основе собственного творческого замысла, продуманного и гибкого одновременно. И тогда "спектакль" под названием "Жизнь" получится интересным, ярким и успешным. |
Драматургия. |
Занятия драматургией открывают неисчерпаемые возможности для творческого осмысления собственной судьбы. В процессе работы над пьесами различных жанров вырабатывается установка, что собственная судьба - в собственных руках человека. Одна из задач - дать возможность нарисовать тот условно-идеальный мир, в котором жить легче, где преодолены все трудности и пережиты с достоинством все горести. Благодаря этому появляется осознание многочисленных возможностей в построении своей судьбы. Это пробуждает желание действовать, вносить коррективы в сложившиеся обстоятельства. |
Риторика. |
На стихосложении дети учатся "лепить" фразу, на театре – "расцвечивать" речь жестами и т.д. И все эти упражнения в других искусствах помогают овладеть Царицей искусств. Так древние греки называли риторику. Самое замечательное, что никаких врожденных способностей к риторике не требуется. "Ораторами не рождаются, ораторами становятся"! – говорили все те же древние греки. Детям с задержками в развитии устная речь зачастую дается с трудом. Но это ведь не означает, что данный навык не стоит развивать. Задание может звучать так: подготовить и произнести 2 короткие речи: "Мое любимое занятие" и "Мое нелюбимое занятие". Эти речи, при всей кажущейся простоте задания, получаются, только если оратор говорит искренне, а не понарошку. Удивительно, но для большинства на полном серьезе встают вопросы, а что они в действительности любят… а что не любят . |
Информация о ообразовании:
Задачи, решаемые с помощью таблиц
При подготовке к решению таких задач можно удачно использовать карты сигналы (см. рис. 1). №1 на…больше + №2 в…больше Х №3 на…меньше – №4 в…меньше : Рис. 1. Карты сигналы Устный счет следует проводить с использованием данных карт, которые должны быть у каждого учащегося, что позволяет привлечь к ра ...
Личность педагога. Способности и профессионально значимые качества
Личность педагога. Понятие лич-ть вкл. такие св-ва, к-ые яв-ся более или менее устойчивыми, определенные нравственные поступки ч-а имеющие сущ-ое значение д. него самого и окружающих. В структуру лич-ти вкл способности, темперамент, хар-р, волевые качества, эмоции, мотивацию и соц-ые установки. Каж ...
Особенности содержания и организации образовательного
процесса в колледже
Рассмотрим основные направления развития содержания среднего профессионального образования. Главное содержание деятельности специалиста среднего звена заключается в оценке, выборе и реализации наиболее эффективного и качественного из возможных решений профессиональных задач, разработке их нестандар ...