Арт-синтез терапия как комплекс реабилитационных воздействий

Страница 2

В жизни любого человека происходят всевозможные кризисные ситуации: конфликты, эмоциональные потрясения, потери любимых людей. В подростковом и юношеском возрасте легкий конфликт с родителями, преподавателем, друзьями может привести к самым страшным последствиям и реакциям. И если эмоциональная, психологическая помощь не приходит вовремя, боль, обиды накапливаются, напряжение растет… У одних реакцией на стресс будет агрессия, у других - уход от реальности, избегание общения и даже попытки уйти из жизни. Таким образом, возможны два пути: или человек старается разобраться в ситуации и в себе, и тогда агрессия берет на себя функцию познавательную, движущую вперед; или человек активно и жестоко защищается.

Неумение или невозможность отреагировать - пережить в себе наполняющие чувства - ведут к угнетенному состоянию, физиологическим и психическим изменениям. Нарушается эмоциональная, познавательная, поведенческая сферы, и . рождаются новые проблемы и т.д., и т.п.

В любой кризисной ситуации происходит разрушение собственного "Я". Но человеческая психика так устроена, что ищет баланс и стабильность и находит его через защитные механизмы и через общественное сознание, культуру и искусство.

Известно, что формирование личности происходит по двум направлениям - через формирование мышления и через пробуждение чувств. От плохих, тяжелых мыслей и переживаний необходимо освободиться - пройти "очищение". Искусство владеет средствами, с помощью которых человек может рассказать о своем внутреннем мире, о том, что его волнует, тревожит .

Психология утверждает, что образы художественного творчества отражают все виды подсознательных процессов, включая страхи , конфликты и пр. Одним из современных направлений использования художественного творчества в психотерапевтических целях является методика Е.П. Беляковой - "Артсинтезтерапия" (ACT).

Целью данной методики является выявление и развитие адаптационных возможностей личности. Эта цель достигается путем формирования способностей к творческому акту, направленному на умение применять их в решении жизненно важных проблем. Развитие творческих возможностей стимулирует максимальное использование собственных сил и ресурсов в решении сложных жизненных задач, формирует готовность изменять себя и свою жизнь. Искусство развивает воображение, фантазию - без них трудно что-либо создать в жизни.

Сознательная фантазия - это своего рода программирование будущих успехов и достижений. Это простая форма исполнения желаний. Бессознательная фантазия - это сигнал о скрытых возможностях. Важно установить связь между сознательной и бессознательной фантазией посредством стимуляции творческой активности при помощи техник-искусств: упражнения в ассоциациях, стихосложение, живопись, театр импровизации, драматургия, сценическая пластика, риторика (см. табл. 2.3).

Таблица 2.3 Содержание АСТ

Техники-искусства

Приобретаемые навыки

Упражнения с ассоциациями

В них используются образы, символы, аллегории и метафоры (свободные и на заданную тему). Задача - лаконично описать возникающие образы - картинки.

Цель этого упражнения - пробудить яркие ассоциации и образы, необходимые для активизации бессознательной и сознательной фантазии. Упражнения в ассоциациях помогают развитию творческого мышления, стимулируют эмоционально-волевую сферу, а также выявляют скрытые переживания, проблемы, мотивы и пр.

Упражнения по стихосложению

Учат ребенка тонко и изысканно, лаконично и точно говорить о том, что он чувствует. Чем ярче и выразительнее он сможет описать свои чувства, тем понятнее и привлекательнее станет для окружающих!

На первых порах АСТ-занятий мы пишем "белым" стихом, то есть без рифмы. Но в заданном размере - хорей, ямб, дактиль и т.д. (объяснив ребенку, что это такое).

А дальше начинается самое интересное – поиск "своих" слов. Вот здесь пора открыть маленький психотерапевтический секрет. Дело в том, что если мы какими-то эмоциями не пользуемся, они, конечно, не отмирают, но чахнут и "мумифицируются". И когда человек начинает подбирать самые точные, самые емкие слова для передачи настроения, его невостребованные, полумертвые эмоции начинают оживать!

Живопись

Занятия строятся на отображении собственных впечатлений, ощущений, переживаний при помощи цветовых сочетаний. Цвет обладает наибольшей степенью эмоционального воздействия.

Цель занятий живописью - выработка целостного восприятия окружающего мира, активизация и обогащение эмоциональной сферы. В приложении 6 представлены рисунки наших подопечных, раскрывающие темы семьи и быта, Земли и Неба.

Сценическая пластика.

Известно, что личностные особенности человека отражаются в позе, движениях, жестах. По мнению психотерапевтов, занимающихся телесно-ориентированной и танцевальной терапией, невыраженные чувства со временем подавляются и скрываются. Это приводит к телесной ригидности, хроническому мышечному напряжению - "телесной броне" по выражению В. Райха, и в дальнейшем - к изменению личности.

Существуют различные формы воздействия на человека через работу с телом, но общее у всех одно - увеличение диапазона эмоциональных проявлений, повышение самооценки. Открывается возможность пережить максимальный спектр чувств и осознать высокий смысл собственный переживаний.

Театр (постановка, импровизация)

Применение психодрамы расширяется год от года. По социологической теории ролей, каждый сознательно или неосознанно играет в жизни разные роли. Если сделать сильный, выразительный жест, в человеке вспыхнет соответствующее желание.

Занятия театром способствуют обучению новым эмоциональным альтернативам поведения и способам взаимодействия с окружающим миром, стимулируют желание строить свою жизнь на основе собственного творческого замысла, продуманного и гибкого одновременно. И тогда "спектакль" под названием "Жизнь" получится интересным, ярким и успешным.

Драматургия.

Занятия драматургией открывают неисчерпаемые возможности для творческого осмысления собственной судьбы. В процессе работы над пьесами различных жанров вырабатывается установка, что собственная судьба - в собственных руках человека. Одна из задач - дать возможность нарисовать тот условно-идеальный мир, в котором жить легче, где преодолены все трудности и пережиты с достоинством все горести. Благодаря этому появляется осознание многочисленных возможностей в построении своей судьбы. Это пробуждает желание действовать, вносить коррективы в сложившиеся обстоятельства.

Риторика.

На стихосложении дети учатся "лепить" фразу, на театре – "расцвечивать" речь жестами и т.д. И все эти упражнения в других искусствах помогают овладеть Царицей искусств. Так древние греки называли риторику. Самое замечательное, что никаких врожденных способностей к риторике не требуется. "Ораторами не рождаются, ораторами становятся"! – говорили все те же древние греки.

Детям с задержками в развитии устная речь зачастую дается с трудом. Но это ведь не означает, что данный навык не стоит развивать. Задание может звучать так: подготовить и произнести 2 короткие речи: "Мое любимое занятие" и "Мое нелюбимое занятие". Эти речи, при всей кажущейся простоте задания, получаются, только если оратор говорит искренне, а не понарошку. Удивительно, но для большинства на полном серьезе встают вопросы, а что они в действительности любят… а что не любят .

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Информация о ообразовании:

Задачи, решаемые с помощью таблиц
При подготовке к решению таких задач можно удачно использовать карты сигналы (см. рис. 1). №1 на…больше + №2 в…больше Х №3 на…меньше – №4 в…меньше : Рис. 1. Карты сигналы Устный счет следует проводить с использованием данных карт, которые должны быть у каждого учащегося, что позволяет привлечь к ра ...

Личность педагога. Способности и профессионально значимые качества
Личность педагога. Понятие лич-ть вкл. такие св-ва, к-ые яв-ся более или менее устойчивыми, определенные нравственные поступки ч-а имеющие сущ-ое значение д. него самого и окружающих. В структуру лич-ти вкл способности, темперамент, хар-р, волевые качества, эмоции, мотивацию и соц-ые установки. Каж ...

Особенности содержания и организации образовательного процесса в колледже
Рассмотрим основные направления развития содержания среднего профессионального образования. Главное содержание деятельности специалиста среднего звена заключается в оценке, выборе и реализации наиболее эффективного и качественного из возможных решений профессиональных задач, разработке их нестандар ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.agepedagog.ru