2. Проверка пройденного материала. Увязка материала предстоящего урока со знаниями и производственным опытом учащихся – основа для сознательного выполнения ими упражнений и самостоятельной работы. Путём такой увязки в сознании учащихся "наводятся мостики" между тем, что они знают и умеют, и тем что им предстоит усвоить, чему научиться на уроке. Такая увязка обычно проводится путём опроса учащихся в начале вводного инструктажа по материалу специальных предметов (спец. технологии) и прошлых уроков производственного обучения. Здесь успех во многом зависит от правильного подбора и формулировки вопросов и самой процедуры опроса. Вопросы следует фиксировать в плане урока.
Цель опроса учащихся при проведении вводного инструктажа не в том, чтобы проверить знания учащихся (хотя это тоже важно), сколько в обеспечении способности применять эти знания на практике, увязать теорию и практику. Поэтому вопросы для такой увязки должны иметь сугубо практическую направленность. Например, при изучении разметки пространственной (слесарное дело) такими вопросами могут быть следующие:
– Что такое разметочная и установочная база? В чём их разница? Когда установочная база может быть разметочной?
– Заготовка совсем не обработана. Какую поверхность принимают за установочную базу?
– Что является разметочной базой у заготовки с цилиндрической частью?
При формулировке вопросов следует иметь в виду, что наиболее целесообразно ставить такие вопросы, для ответа на которые необходимо не только припоминание (репродуктивные), но и активное мышление учащихся (продуктивные). Такие вопросы обычно начинаются словами "Почему", "Объясните", "Сравните . и сделайте заключение", "Обоснуйте" и т.п. Конечно, удельный вес таких вопросов должен нарастать постепенно, по мере накопления учащимися опыта и знаний. Приведём несколько типичных примеров таких вопросов:
– Известно, что чем меньше угол заточки инструмента, тем он острее. Почему в этом случае зубило для рубки более твёрдого металла затачивают на больший угол, чем для рубки мягкого?
– Почему при правке прутка или полосы удары молотком наносят по выпуклым местам, а при правке листа – около выпуклости?
На уроках, где учащиеся будут выполнять работы комплексного характера, вопросы, побуждающие активную мыслительную деятельность учащихся, имеют особое значение, так как и содержание материала урока, и уровень подготовленности учащихся позволяют в большей степени активизировать мышление учащихся, чем при изучении операций. Здесь вопросы должны быть направлены на самостоятельное изучение учащимися чертежей, схем, технологических карт, технических требований, на разбор различных вариантов организации и технологии выполнения работ, выбор рациональных режимов, анализ типичных производственных ситуаций и действий учащихся в этих ситуациях и т.п.
Очень важно также ставить перед учащимися такие вопросы, которые требуют применения знаний, полученных на уроках общеобразовательных предметов, прежде всего физики, химии, математики, биологи: на обоснование физического смысла действия, процесса или явления; на объяснения химизма процесса; на выполнение расчётов и т.п. Это во многом способствует развитию интереса к глубокому изучению этих предметов, формированию у учащихся взаимосвязанной системы знаний, связи теории и практики.
3. На начальном этапе проведения вводного инструктажа важно активизировать мышление учащихся, внешне активизировать группу. Способы такой внешней активизации учащихся могут быть различными. Наиболее эффективны из них следующие:
Информация о ообразовании:
Отличие человеческого языка от «языка» животных и птиц
«Только человек из всех живых существ одарён речью» (Аристотель). Данте (XIV в.) указывает, что речь нужна лишь человеку, чтобы разъяснять друг другу свои мысли. Правда, у животных можно наблюдать некоторые случаи использования звуков для сообщения. Иногда ссылаются на сознательное звукоподражание ...
И.И. Бецкой — теоретик и организатор учебно-воспитательных заведений
И.И. Бецкой (1704–1795) является заметной личностью в России XVIII в. Один из образованнейших людей своего времени, он впитал в себя лучшие идеи современного ему века. Это был человек гуманный и сердечный, одаренный деятельной натурой; он пытался проводить в жизнь мечтания лучших умов своего времен ...
Педагогические условия успешного формирования фонематического слуха младших
школьников на уроках русского языка в развивающей системе обучения
В овладении нормами русского языка большая роль отводится семье и школе. К сожалению, учителя далеко не всегда понимают объективную потребность в фонетических знаниях, в развитии фонематического слуха, без которых невозможно формирование осознанных произносительных навыков. Традиционно велик приори ...