По большинству массовых профессий производственное обучение учащихся в учебных мастерских в соответствии с учебной программой проводится по операционно-комплексной системе. Сущность этой системы заключается в том, что все трудовые приёмы, операции и способы выполнения типичных работ распределены при их изучении на ряд комплексов. Каждый комплекс включает, три-четыре трудовые операции и комплексные работы, выполняемые с применением этих операций. Каждые последующие комплексные работы включают не только операции данного комплекса, но и все ранее изученные операции.
Таким образом, процесс обучения включает изучение приёмов, операций и многократное их закрепление и совершенствование при выполнении работ комплексного характера. Преимущества такого построения процесса производственного обучения обусловливается тем, что здесь особое внимание уделяется специальному изучению и отработке основ профессии – приёмов и операций, а это создаёт прочную базу для последующего формирования профессионального мастерства учащихся. При этом процесс производственного обучения условно можно разделить на "операционный период" и "период выполнения комплексных работ".
Основная цель производственного обучения в "операционный период" – научить учащихся правильно и качественно выполнять основные трудовые приёмы и их сочетания, составляющие операцию, во всех её разновидностях. На базе изученных операций учащиеся выполняют последовательно усложняющиеся комплексные работы путём применения этих операций в различной технологической последовательности. Здесь учебно-производственные цели уже иные, чем при изучении операций. Наряду с правильностью выполнения трудовых приёмов и операций в целом главными целями при этом являются: научить учащихся сочетать изученные операции в конкретном технологическом процессе выполнения учебно-производственных работ, научить учащихся работать быстро и точно, т.е. на этом этапе обучения у учащихся формируются скоростные и точностные навыки, а также навыки планирования труда. Кроме того в "операционном периоде" и в "период выполнения комплексных работ" достигаются и другие цели производственного обучения: формирование у учащихся положительного отношения к труду, самоконтроль, самостоятельность, связь теории и практики, освоение передовых приёмов и способов труда и т.д. Но главными целями непременно остаются – правильность выполнения приёмов и операций, формирование умений планировать технологический процесс выполнения работы, выполнение технических требований, т.е. качество работы, производительность труда. Указанные цели от темы к теме, от работы к работе усложняются, они определяют организацию и методику производственного обучения.
В этой связи методику и организацию проведения уроков производственного обучения в учебной мастерской рассмотрим с учётом специфики целей на различных этапах обучения, их постепенного расширения и углубления.
Тему урока мастер производственного обучения берёт из учебной программы или календарно-тематического плана занятий.
Цели урока рекомендуется разделять на обучающую, воспитательную и развивающую.
Обучающая цель предусматривает конкретизацию того раздела программы, в котором указывается, что учащиеся должны знать, каким умениями и навыками должны овладеть. Формулирование цели может предусматривать: формирование, углубление, совершенствование, расширение, закрепление знаний, умений и навыков. Обучающая цель урока определяется конечным его результатом. Она достигается на уроке решением соответствующих обучающих заданий, т. е. формированием у учащихся необходимых умений и навыков.
Информация о ообразовании:
Краткая характеристика исследуемого объекта МБОУ Наримановского
района СОШ №10
Название: МБОУ Наримановского района "Средняя общеобразовательная школа №10". Организационная форма ОУ: Муниципальное бюджетное образовательное учреждение. Тип ОУ: Общеобразовательное учреждение. Вид ОУ: Средняя общеобразовательная школа. Организационная структура: Самостоятельное учрежде ...
Психологические особенности подростка
Границы подросткового периода примерно совпадают с обучением детей в 5 − 8 классах средней школы и охватывают возраст от 11−12 до 14−15 лет, но фактическое вступление в подростковый возраст может не совпадать с переходом в 5 класс и происходить на год раньше или позже. Особое поло ...
Психологические
аспекты формирования понятий
Обратимся к психологической литературе и выясним основные положения концепции формирования научных понятий. В учебном пособии говорится о невозможности передачи понятия в готовом виде. Ребёнок может получить его лишь в результате своей собственной деятельности, направленной не на слова, а на те пре ...