Из физических упражнений Н. К. Крупская самое большое место отводила подвижным играм, в особенности народным. В них естественно и активно дети осваивают движения, упражняются в меткости, умении попадать в цель, в ловкости и т. п. Она считала, что подвижные игры очень важны и для социального воспитания: в них укрепляются коллективные отношения, дружеские чувства, дисциплинированность.
К.Д.Ушинский уделял большое внимание играм, пребыванию детей на воздухе. Он рекомендовал делать в занятиях с детьми небольшие перерывы для выполнения кратковременных движений, способствующих восстановлению внимания. Большую воспитательную ценность имеют, по мнению К.Д.Ушинского, коллективные игры, вырабатывающие у детей навыки общественного поведения.
Процессы биологического развития ребенка изучает комплекс естественных наук, основу которых составляет учение И. М. Сеченова, И. П. Павлова и их последователей о единстве организма и среды, целостности организма и регулирования роли центральной нервной системы в его жизнедеятельности. Открытие основных законов высшей нервной деятельности, условно рефлекторных механизмов, обеспечивающих взаимодействие организма со средой и максимальное приспособление к ней, способствовало правильному пониманию роли воспитания в полноценном физическом и социальном развитии ребенка, рассмотрению функциональных возможностей детского организма.
Изученное ими положение о единстве всех процессов в организме рассматривается в науке многопланово. Первое положение является особенно значимым. Оно представляет организм как единое целое, где работа отдельных органов и систем взаимообусловлена. Это положение лежит в основе решения задач физического воспитания, индивидуального подхода к ребенку: так, закаливание проводится не только для профилактики простудных заболеваний, но и для повышения устойчивости организма к различным неблагоприятным влияниям окружающей среды. Второе положение имеет также немаловажное значение, его суть в том, что в период дошкольного детства физическое и психическое развитие тесно взаимосвязано. Поэтому средства физического воспитания должны быть направлены на физическое развитие, хорошее самочувствие ребенка и в то же время на их радостное эмоциональное состояние, работоспособность. Третье положение, заключается в том, что организм как единое целое взаимодействует с окружающей средой. В основу дидактики физических упражнений, освоения детьми культурно-гигиенических навыков положено учение И.П. Павлова об условно-рефлекторной природе произвольных действий, взаимодействия первой и второй сигнальной систем.
Особую роль в становлении теории физического воспитания имели труды выдающихся русских ученых П.Ф. Лесгафта и его ученика В.В. Гориневского.
Создателем оригинальной теории физического воспитания в России является П. Ф. Лесгафт. Крупнейший ученый-педагог, доктор медицины и хирургии П. Ф. Лесгафт принадлежал к числу передовых людей своего времени. Научно- материалистические взгляды П.Ф.Лесгафта легли в основу его педагогической системы, главное место в которой занимает теория физического образования. П.Ф.Лесгафтом разработана целостная система физических упражнений для детей, которая рассматривается автором во взаимосвязи с физическим воспитанием (гигиеническое оздоровительное значение физических упражнений).
Информация о ообразовании:
Среднее профессиональное образование: тенденции развития в российской
федерации
В XXI в. перед среднем профессиональным образованием открываются широкие горизонты. Развитие наукоемких и высокотехнологических производств требует обеспечения кадрами практико-ориентированных специалистов, обладающих профессиональной квалификацией, многофункциональными умениями. В этих условиях им ...
Общие характеристики младшего школьного возраста
У детей младшего школьного возраста (начальная школа, 1 − 4 классы) по сравнению с дошкольниками основным видом деятельности является учение. Смена основных видов деятельности влияет и на изменение психического развития ребенка. Как и всякий переходный возраст, этот возраст богат скрытыми воз ...
Понятие и сущность процесса воспитания
Понятие «воспитание» – одно из ведущих в педагогике. Тем не менее, до сих пор нет единого общепринятого его определения. В силу того, что существуют различные педагогические парадигмы, сложились и различные подходы к определению воспитания. Личность человека формируется и развивается под влиянием м ...