Раннее поражение центральной нервной системы оказывает отрицательное влияние на развитие детей с церебральным параличом. Их сенсомоторные и психические функции формируются на патологической основе. Структура дефекта при церебральном параличе определяет своеобразные зрительно-пространственные нарушения, замедляющие запоминание букв, цифр. Двигательная недостаточность нарушает формирование восприятия, полноценное развитие которого так необходимо для нормального письма. Движение и практическая деятельность имеют большое значение в развитии высших корковых функций ребенка, особенно пространственного синтеза, поэтому у детей с церебральным параличом часто наблюдаются нарушения в формировании пространственных представлений, также отражающиеся на письме. У младших школьников, страдающих церебральным параличом, дефекты письма связаны с нарушениями зрительно-моторной координации, зрительного восприятия формы и пространственных представлений, которые сочетаются с нарушением стереогностической функции.
Дисграфия у детей с церебральным параличом проявляется на фоне общего недоразвития речи. Степень выраженности дисграфии и сложность нарушений письма коррелируют не столько с наличием или отсутствием дизартрии, сколько с уровнем общего недоразвития речи. Анализ ошибок при дисграфии у детей младшего школьного возраста с церебральным параличом позволил выделить четыре группы:
1. замена отдельных букв и их частей другими по принципу графического сходства;
2. пропуск отдельных букв и элементов или, наоборот, их количественное наращивание;
3. перестановка отдельных букв и их элементов;
4. зеркальное изображение отдельных букв и их частей.
Дефекты письма в первых двух группах сочетаются с несформированностью зрительного восприятия формы, а нарушения письма в третьей и четвертой группах обусловлены несформированностью пространственных представлений.
Дифференцированный подход в логопедической работе по коррекции нарушений письма предполагается осуществлять по следующим направлениям:
формирование звукобуквенного, фонетико-фонематического анализа;
развитие зрительно-моторной координации и зрительно-пространственного восприятия в единстве с развитием психических функций – памяти, внимания, мышления и речи;
развитие мелкой моторики, графических навыков.
Работа по формированию фонематического восприятия и навыков звукового анализа проводится по следующим направлениям:
различение звукокомплексов по высоте, силе, тембру;
различение слов, близких по звуковому составу;
дифференциация слогов, фонем;
развитие навыков звукового анализа.
Упражнение 1
Ребенку предлагается определить, далеко или близко звучащий объект, а затем воспроизвести звукокомплексы различным по силе голосом (громко, тихо).
Кричат дети: АУ (громко), АУ (тихо).
Лает собака АВ (громко), АВ (тихо).
Мяукает кошка МЯУ (громко), МЯУ (тихо).
Мычит корова, поет петух, каркает ворона, блеет овечка, кудахчет курица, квакает лягушка и т.д.
Упражнение 2
Ребенку предлагается воспроизвести один и тот же звук, изменяя характер, тембр и эмоциональную окраску:
Информация о ообразовании:
Профильное обучение как педагогическое явление
Профильное обучение предполагает включение мощного социально-педагогического и психологически-диагностического блока, предоставляющего школьникам возможность не только выяснить свое отношение к тому или иному виду профессиональной деятельности, но и познать свои профессионально важные качества, сте ...
Закономерности и общие основы обучения детей дошкольного возраста
Первый, очень трудный, вопрос заключается в следующем: мы, взрослые люди, говорим про себя, что мы мыслим понятиями. У ребенка нет зрелых понятий. Что же заменяет у ребенка понятия? Ребенку дошкольного возраста свойственно мыслить. Всякое понятие, всякое значение слова означает обобщение. Всякое по ...
Игра-драматизация как форма
коррекционной работы с детьми с нарушением слуха
Материал предыдущего параграфа позволяет с достаточным основанием рассматривать игру не только как обязательную принадлежность детства, но и как значимый элемент социально-педагогической системы, целенаправленно используемый обществом для подготовки детей к «взрослой» жизни. Отношение к игре как ср ...