Приемы активизации познавательной деятельности

Статьи по педагогике » Развитие познавательного интереса школьников » Приемы активизации познавательной деятельности

Страница 5

Для психолога и педагога процесс исследования неотделим от процесса активного вторжения в практику работы школы. И наши исследования, с одной стороны, были направлены на изучение и обобщение тех ценностей, тех находок, которые обнаружены в передовом опыте учителей и школ, с другой же стороны, на вовлечение педагогического коллектива школы, ее руководства, в активную и целенаправленную деятельность по формированию познавательных интересов школьников, по созданию общей системы учебной и воспитательной работы школы, преследующей эту задачу.

В процессе обучения хотелось предусмотреть такие пути, которые были бы обращены к различному уровню развития познавательного интереса учащихся и находили опору в различных сторонах обучения: в содержании, в организации процесса деятельности (самостоятельная работа), в приемах побуждения и активизации учащихся.

Рассмотрим конкретно программные пути по отдельным направлениям.

В области обучения придавать большое значение глубокой и вдумчивой работе учителя по отбору содержания учебного материала, который составляет основу формирования научного кругозора учащихся, столь необходимого для появления и укрепления их познавательных интересов. Поэтому в программе предлагается:

Знакомить учащихся с новыми фактами и сведениями, которые могут показать учащимся современный уровень науки и перспективы ее движения;

Раскрывать перед ними интересующие вопросы: зарождение идеи, научные поиски, результаты открытий, трудности;

При помощи проблемного обучения ставить учащихся перед противоречиями и учить диалектическому подходу в осмыслении научных фактов и идей;

Показать необходимость научных выводов для объяснения явлений жизни, знаний, приобретенных личным опытом:

Раскрывать перед учащимися практическую силу научных знаний, возможность применения приобретенных в школе знаний в жизни человека, на производстве, в сельском хозяйстве, при решении бытовых и практических вопросов.

В организации процесса учения предлагается всемерно разнообразить самостоятельную работу учащихся, постоянно совершенствовать способы их познавательной деятельности:

Постоянно усложнять познавательные задачи, по каждому предмету наметить систему усложненных задач, требующих овладения новыми, более совершенными познавательными умениями;

Вводить задачи на догадку, развитие сообразительности, побуждая к различному подходу в их решении;

Ставить задачи, требующие исследовательского подхода, проверки опытным путем полученных знаний;

Практиковать задачи на применение знаний в жизни и быту;

Развивать и поддерживать в самостоятельной работе творческое начало, требующее активности наблюдения, воображения, реконструкци и опыта, самостоятельности мысли;

Дифференцировать познавательные задачи для различных групп учащихся. Составлять несколько вариантов задач различной степени сложности, предлагать их свободный выбор.

Отыскание важнейших путей побуждения учащихся к учению является необходимым условием развития их познавательных интересов. В этом плане предлагается:

Оживлять уроки элементами занимательности, имея в виду решение поставленной на уроке задачи;

Использовать всестороннее воздействие средств искусства;

Побуждать учащихся задавать вопросы учителю, товарищам;

Развивать на уроках коллективный анализ процесса и результатов работы отдельных учащихся;

Практиковать индивидуальные задания, требующие знаний, выходящих за пределы программы;

Использовать широкий кругозор отдельных учащихся в интересующей их области, как дополнительный источник знаний для других;

Рекомендовать дополнительную литературу;

В области внеклассной работы программа рассчитывается на поддержание, укрепление и углубление познавательных интересов. Поэтом предлагается:

Расширить и углубить кругозор учащихся в определенной, избранной ими области;

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Информация о ообразовании:

Анализ результатов экспериментального исследования
Обследование показателей физического состояния учащихся проводилось дважды – в начале учебного года и в конце – после проведения формирующей части эксперимента. Методика обследования Параметр 1. Измерение роста (см). Параметр 2. Измерение веса (кг). Параметр 3. Осанка (указывается тип нарушения или ...

О мероприятиях по введению предпрофильного и профильного обучения в системе города
Приказ Главного управления образования Управы г. Тулы №438-а от 10. 06. 2004 г. В соответствии с Концепциями модернизации Российского образования на период до 201-г. и профильного обучения на старшей ступени общего образования, приказом МО РФ 32757 от 26. 06. 2003 г. «О введении профильного обучени ...

Методические рекомендации к проведению занятий элективного курса «Геометрические построения на плоскости»
элективный математика геометрический плоскость Методические рекомендации по обучению решению задач на построение Как и в каком месте курса геометрии следует знакомить учащихся с общей схемой решения задач на построение? Здесь возникает два различных методических вопроса. Первый из них – это вопрос ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.agepedagog.ru