Общие требования к проведению экскурсии

Статьи по педагогике » Экскурсии в начальном курсе математики » Общие требования к проведению экскурсии

Страница 3

Экскурсия обогащает личный опыт самого ученика, который, как считает И.С. Якиманская, включает в себя опыт его индивидуального взаимодействия с миром и результаты предшествующего обучения.

Известно, что в содержание образования входят не только знания, но и опыт осуществления известных способов деятельности (умений, навыков, творчества), эмоционально-ценностного отношения к людям, к миру, к себе. Уроки-экскурсии позволяют ученикам получать и накапливать подобный опыт, а значит, полнее овладевать знаниями.

Накопление ребенком чувственного опыта вне школьного класса в период дошкольного и младшего школьного возраста создает необходимую основу для перехода его от наглядно-образного мышления к понятийно-абстрактному. Почему в народе говорят: «За одного битого — двух небитых дают»? Напорное, потому, что у «битого» опыта больше.

Развитие и воспитание

Следующая цель уроков-экскурсий - развитие у школьников внимания, наблюдательности и зоркости, формирование общеучебного умения видеть через наблюдение, рассматривание и выделение отдельных (например, математических) граней окружающей действительности. К.Д. Ушинский подчеркивал значимость такой задачи обучения, как развитие у ученика наблюдательности. Он считал, что важно «дать ученику средство извлекать полезные знания не только из книг, но и из предметов, его окружающих, из жизненных событий, из истории собственной души». По мнению Л.А. Сайдаковой и Г.А. Савченко, экскурсии «помогают научить детей не только смотреть, но и видеть, приучают их изучать окружающую местность, находить новое и интересное в своем окружение.

В.А. Сухомлинский так писал о воспитательной функции экскурсий: « .для ребенка Родина начинается с куска хлеба и нивы пшеницы, с лесной опушки и голубого неба над маленьким прудом, с экскурсий в поле, лес, на берег реки, в соседние села. Задача педагога — постепенно расширять кругозор ребенка, воспитывать v него чувство гордости за свою Родину.

Формирование понятий и умственных действий

Экскурсия - это психологически грамотное средство формирования понятий умственных действий, поскольку она дает благодатную возможность реализовать принцип поэтапности. Российский психолог П.Я. Гальперин утверждал, что при формировании умственных действий большое значение имеет этап материальных действий, который должен пройти учащийся. Но в современной российской школе этот этап учителя чаще всего пропускают. Согласно теории Ж. Пиаже, дети вырабатывают, «конструируют» символические понятия, или «схемы» своего окружающего мира и процессе взаимодействия с ним. На уроках-экскурсиях в начале изучения каждой темы дети имеют возможность осуществлять материальные действия, которые ложатся в основу понимания и осмысления нового материала.

Образовательные экскурсии по учебной дисциплине одна из форм процесса познания, создающая условия органического, непосредственного получения, добывания учениками знания через собственные ощущения объективнойреальности.

При проведении урока в форме экскурсий реализуются идеи системного подхода и герменевтические принципы организации образовательного процесса. Повышается уровень понимания программного материала, поскольку в новой обстановке используется интеллект учащихся.

Формирование ключевых компетенций

Как показывает экспериментальная работа учителей Новосибирска и Новосибирской области по апробации данного методического направления, математические экскурсии стали эффективным средством достижения нового, современного качества образования. Образовательные экскурсии, прежде всего, помогают формировать такие ключевые компетенции, как способность ориентироваться в окружающей действительности. Наш почти 40-летний опыт убеждает в том, что формирование таких компетенций не может быть осуществлено, если преподавание ограничивается только рамками школьных учебников, а от учащихся требуется только сидение за партой. Одним из основных аргументов в пользу модернизации отечественного образования стало то, что на международных испытаниях у российских школьников значительно снизилось число призовых мест. Причина сложившейся ситуации кроется в изменении характера предлагаемых задач, откровенно ориентированных на практическое приложение. К их решению оказались не готовы ни ученики, ни учителя.

Страницы: 1 2 3 4


Информация о ообразовании:

Специфика внешкольной социально-педагогической работы по месту жительства
Ребенок, как и взрослый, входит в общество не через один, а одновременно через несколько институтов – семья, класс, клуб, кружок, спортивные секции в школе и во внешкольных учреждениях, которые имеют свои особенности в процессе социализации личности. Специфика внешкольной сферы воспитания, непосред ...

Состояние грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня
Проанализировав научно-педагогическую литературу по проблеме развития грамматического строя речи, мы поставили целью эксперимента– выявить особенности нарушения грамматического строя речи, а в частности словообразования и словоизменения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием ре ...

А.С. Макаренко о педагогическом такте как средстве усиления воспитательного воздействия на детей
Макаренко Антон Семенович, – выдающийся советский педагог, писатель. Родился 1(13).3.1888 г., Белополье, ныне Сумской области, – умер 1.4.1939 г., Москва. После окончания Кременчугского городского училища и педагогических курсов при нем (1905) Макаренко учительствовал на Украине. В 1917 году он око ...

Категории

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.agepedagog.ru