Общие требования к проведению экскурсии

Статьи по педагогике » Экскурсии в начальном курсе математики » Общие требования к проведению экскурсии

Страница 3

Экскурсия обогащает личный опыт самого ученика, который, как считает И.С. Якиманская, включает в себя опыт его индивидуального взаимодействия с миром и результаты предшествующего обучения.

Известно, что в содержание образования входят не только знания, но и опыт осуществления известных способов деятельности (умений, навыков, творчества), эмоционально-ценностного отношения к людям, к миру, к себе. Уроки-экскурсии позволяют ученикам получать и накапливать подобный опыт, а значит, полнее овладевать знаниями.

Накопление ребенком чувственного опыта вне школьного класса в период дошкольного и младшего школьного возраста создает необходимую основу для перехода его от наглядно-образного мышления к понятийно-абстрактному. Почему в народе говорят: «За одного битого — двух небитых дают»? Напорное, потому, что у «битого» опыта больше.

Развитие и воспитание

Следующая цель уроков-экскурсий - развитие у школьников внимания, наблюдательности и зоркости, формирование общеучебного умения видеть через наблюдение, рассматривание и выделение отдельных (например, математических) граней окружающей действительности. К.Д. Ушинский подчеркивал значимость такой задачи обучения, как развитие у ученика наблюдательности. Он считал, что важно «дать ученику средство извлекать полезные знания не только из книг, но и из предметов, его окружающих, из жизненных событий, из истории собственной души». По мнению Л.А. Сайдаковой и Г.А. Савченко, экскурсии «помогают научить детей не только смотреть, но и видеть, приучают их изучать окружающую местность, находить новое и интересное в своем окружение.

В.А. Сухомлинский так писал о воспитательной функции экскурсий: « .для ребенка Родина начинается с куска хлеба и нивы пшеницы, с лесной опушки и голубого неба над маленьким прудом, с экскурсий в поле, лес, на берег реки, в соседние села. Задача педагога — постепенно расширять кругозор ребенка, воспитывать v него чувство гордости за свою Родину.

Формирование понятий и умственных действий

Экскурсия - это психологически грамотное средство формирования понятий умственных действий, поскольку она дает благодатную возможность реализовать принцип поэтапности. Российский психолог П.Я. Гальперин утверждал, что при формировании умственных действий большое значение имеет этап материальных действий, который должен пройти учащийся. Но в современной российской школе этот этап учителя чаще всего пропускают. Согласно теории Ж. Пиаже, дети вырабатывают, «конструируют» символические понятия, или «схемы» своего окружающего мира и процессе взаимодействия с ним. На уроках-экскурсиях в начале изучения каждой темы дети имеют возможность осуществлять материальные действия, которые ложатся в основу понимания и осмысления нового материала.

Образовательные экскурсии по учебной дисциплине одна из форм процесса познания, создающая условия органического, непосредственного получения, добывания учениками знания через собственные ощущения объективнойреальности.

При проведении урока в форме экскурсий реализуются идеи системного подхода и герменевтические принципы организации образовательного процесса. Повышается уровень понимания программного материала, поскольку в новой обстановке используется интеллект учащихся.

Формирование ключевых компетенций

Как показывает экспериментальная работа учителей Новосибирска и Новосибирской области по апробации данного методического направления, математические экскурсии стали эффективным средством достижения нового, современного качества образования. Образовательные экскурсии, прежде всего, помогают формировать такие ключевые компетенции, как способность ориентироваться в окружающей действительности. Наш почти 40-летний опыт убеждает в том, что формирование таких компетенций не может быть осуществлено, если преподавание ограничивается только рамками школьных учебников, а от учащихся требуется только сидение за партой. Одним из основных аргументов в пользу модернизации отечественного образования стало то, что на международных испытаниях у российских школьников значительно снизилось число призовых мест. Причина сложившейся ситуации кроется в изменении характера предлагаемых задач, откровенно ориентированных на практическое приложение. К их решению оказались не готовы ни ученики, ни учителя.

Страницы: 1 2 3 4


Информация о ообразовании:

Основные задачи психологав школе
Осн зад псих-га в школе явл псих-ое обес-ие пед-ой деят-ти. Необ-мо выд-ть 2 страт-ии псих-ой деят-ти в школе: ПК и проектирование. Проек-ие предпол-т прогнз-е будующей сит-ии на основе знания её псих-го содер-ия. Кон-е- решение конк-х задач в уже слож-ся сит-ии, помощь в адаптации к ней. Спец-ка р ...

Развитие детского коллектива
Важную роль в развитии теория детского коллектива сыграла идея коммунарского движения, которая начала активно проявляться в 70-е годы в практике школ и внешкольных объединений (Фрунзенская коммуна в Ленинграде, «Бригантина» в Чите, коммунарское движение в пионерском лагере «Орленок»). Во главе комм ...

Наглядность как принцип обучения с точки зрения различных педагогов
коменский образование диалектика обучение Впервые сформулированный Я.А. Коменским принцип наглядности был в дальнейшем развит И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинским и другими педагогами. Психологические исследования, посвящённые использованию различных средств наглядности, проводились Л.В. Занковым, И.М. С ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.agepedagog.ru