Экскурсия обогащает личный опыт самого ученика, который, как считает И.С. Якиманская, включает в себя опыт его индивидуального взаимодействия с миром и результаты предшествующего обучения.
Известно, что в содержание образования входят не только знания, но и опыт осуществления известных способов деятельности (умений, навыков, творчества), эмоционально-ценностного отношения к людям, к миру, к себе. Уроки-экскурсии позволяют ученикам получать и накапливать подобный опыт, а значит, полнее овладевать знаниями.
Накопление ребенком чувственного опыта вне школьного класса в период дошкольного и младшего школьного возраста создает необходимую основу для перехода его от наглядно-образного мышления к понятийно-абстрактному. Почему в народе говорят: «За одного битого — двух небитых дают»? Напорное, потому, что у «битого» опыта больше.
Развитие и воспитание
Следующая цель уроков-экскурсий - развитие у школьников внимания, наблюдательности и зоркости, формирование общеучебного умения видеть через наблюдение, рассматривание и выделение отдельных (например, математических) граней окружающей действительности. К.Д. Ушинский подчеркивал значимость такой задачи обучения, как развитие у ученика наблюдательности. Он считал, что важно «дать ученику средство извлекать полезные знания не только из книг, но и из предметов, его окружающих, из жизненных событий, из истории собственной души». По мнению Л.А. Сайдаковой и Г.А. Савченко, экскурсии «помогают научить детей не только смотреть, но и видеть, приучают их изучать окружающую местность, находить новое и интересное в своем окружение.
В.А. Сухомлинский так писал о воспитательной функции экскурсий: « .для ребенка Родина начинается с куска хлеба и нивы пшеницы, с лесной опушки и голубого неба над маленьким прудом, с экскурсий в поле, лес, на берег реки, в соседние села. Задача педагога — постепенно расширять кругозор ребенка, воспитывать v него чувство гордости за свою Родину.
Формирование понятий и умственных действий
Экскурсия - это психологически грамотное средство формирования понятий умственных действий, поскольку она дает благодатную возможность реализовать принцип поэтапности. Российский психолог П.Я. Гальперин утверждал, что при формировании умственных действий большое значение имеет этап материальных действий, который должен пройти учащийся. Но в современной российской школе этот этап учителя чаще всего пропускают. Согласно теории Ж. Пиаже, дети вырабатывают, «конструируют» символические понятия, или «схемы» своего окружающего мира и процессе взаимодействия с ним. На уроках-экскурсиях в начале изучения каждой темы дети имеют возможность осуществлять материальные действия, которые ложатся в основу понимания и осмысления нового материала.
Образовательные экскурсии по учебной дисциплине одна из форм процесса познания, создающая условия органического, непосредственного получения, добывания учениками знания через собственные ощущения объективнойреальности.
При проведении урока в форме экскурсий реализуются идеи системного подхода и герменевтические принципы организации образовательного процесса. Повышается уровень понимания программного материала, поскольку в новой обстановке используется интеллект учащихся.
Формирование ключевых компетенций
Как показывает экспериментальная работа учителей Новосибирска и Новосибирской области по апробации данного методического направления, математические экскурсии стали эффективным средством достижения нового, современного качества образования. Образовательные экскурсии, прежде всего, помогают формировать такие ключевые компетенции, как способность ориентироваться в окружающей действительности. Наш почти 40-летний опыт убеждает в том, что формирование таких компетенций не может быть осуществлено, если преподавание ограничивается только рамками школьных учебников, а от учащихся требуется только сидение за партой. Одним из основных аргументов в пользу модернизации отечественного образования стало то, что на международных испытаниях у российских школьников значительно снизилось число призовых мест. Причина сложившейся ситуации кроется в изменении характера предлагаемых задач, откровенно ориентированных на практическое приложение. К их решению оказались не готовы ни ученики, ни учителя.
Информация о ообразовании:
Особенности организации и проведения занятий в разных возрастных группах
Достижение положительных результатов зависит от правильной организации учебного процесса. При посещении занятий прежде всего следует обратить внимание на соблюдение гигиенических условий: помещение должно быть проветрено; при общем нормальном освещении свет должен падать с левой стороны; оборудован ...
Скалярное произведение векторов
В учебнике Л.С. Атанасяна скалярное произведение векторов определяется как произведение модулей векторов па косинус угла между ними, а затем доказывается теорема о том, как можно выразить скалярное произведение через координаты векторов. В учебнике Погорелова определением является утверждение о выр ...
Рабочая программа по организации самостоятельной работы учащихся на уроках
технологии «Ручное ковроделие» 7 класс
Рабочая программа разработана в полном соответствии с проектом Федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования Министерства образования РФ для учащихся 7 классов, по курсу «Технология» на основе программы общеобразовательных учреждений. Технология трудовое обу ...