Общие требования к проведению экскурсии

Статьи по педагогике » Экскурсии в начальном курсе математики » Общие требования к проведению экскурсии

Страница 2

В последнее десятилетие появился новый медицинский диагноз — «аллергия на школу». По мнению д-ра мед. наук, проф. В.Ф. Базарного, «главным виновником нынешней ситуации является система образования детей».

Образовательные экскурсии как форма ypoкa обеспечивают, на наш взгляд, здоровьесохраняющее обучение, поскольку позволяют устранить некоторые факторы школьной жизни; негативно воздействующие на здоровье детей. К таким факторам относятся:

- неподвижность за партой во время урока;

- длительная работа в закрытом помещении без свежего воздуха и с искусственным освещением, подавление эмоции;

- невостребованность и даже подавление в образовательном процессе творческого потенциала детей, готовности самостоятельно мыслить, рассуждать и добывать новое знание из окружающей жизни, что нарушает природосообразность обучения;

- преобладание аудиального канала восприятия и переработки информации в ущерб возрастным особенностям младших школьников, требующим многосенсорности в обучении,с опорой на наглядно-образное, наглядно-действенное мышление;

- использование методик, разрушающих целостное восприятие мира, дающих о нем отрывочные представления;

- запрещение любых движений, проявления собственной точки зрения (за это детям пишут замечания в дневник, вызывают родителей), в результате чего вырастают люди, не умеющие действовать и даже жить;

- нервно-психические нагрузки из-за оценочного общения на привычных уроках;

- книжное изучение действительности, затрудняющее применение знаний программного материала на практике.

Прогулка во время образовательной экскурсии:

- освобождает детей от длительного сидения за партой, снимает статическое напряжение, улучшает физическое здоровье, осанку, зрение;

- снижает шансы развития гиподинамии;

- открывает возможности для проявления эмоций;

- делает наглядным и доступным программный математический материал, поскольку нацелена на укрепление психического здоровья через психологический комфорт, природосообразность образовательного процесса и гармонизацию работы левого и правого полушарий.

Многосенсорность

Великий русский педагог К.Д. Ушинский утверждал: «Педагог, желающий что-нибудь прочно запечатлеть в детской памяти, должен позаботиться о том, чтобы как можно больше органов чувств - глаз, ухо, голос, мускульные движения и даже, если возможно, обоняние и вкус, приняли участие и акте запоминания». Всему этому способствуют общении с природой, прогулки во дворе школы, по городу. Математические экскурсии, как и другие, позволяют осуществлять математическое образование многосенсорно, по принципу: вижу + слышу + осязаю + обоняю + трогаю + двигаюсь + чувствую.

Экскурсия как форма занятия позволяет учитывать возрастные особенности младших школьников с их предметно-действенным, наглядно-образным и эмоционально-чувственными мышлением. Для первоклассников характерны неустойчивое внимание, ограниченный лексический запас и недостаточный жизненный опыт. На уроках-экскурсиях учитель имеет больше возможностей для того, чтобы вовремя заметить эти недостатки ребят и более эффективно их преодолеть. Во время экскурсии реализуются и индивидуальные особенности так называемых кинестетов и визуалов, т.е. «деятелей» и «зрителей». Известно, что у младших школьников преобладают характеристики, присущие именно этим типам мышления.

Расширение чувственного опыта

Если рассматривать экскурсию как средство наглядности образовательного процесса, то ее главная цель - расширение чувственного опыта детей и поиск, например, математики за пределами школьного учебника и классного кабинета (в природе, человеческой деятельности). Я. Корчак говорил: «Ребенок — это взрослый человек. Интеллектуально он равен нам, ему не хватает жизненного опыта». На образовательных экскурсиях реализуется приоритет субъективного опыта взаимодействия ребенка с окружающей средой.

Страницы: 1 2 3 4


Информация о ообразовании:

Характеристика познавательных психических процессов человека
Прием и переработка человеком поступившей через органы чувств информации завершается появлением образов предметов или явлений. Процесс формирования этих образов называется восприятием ("перцепция"). К основным качествам восприятия относят следующие: 1) Восприятие зависит от прошлого опыта ...

Сравнительный анализ представления о стиле межличностных отношений психолога с самооценкой собственного стиля межличностных отношений у студентов 1 и 2 курсов
Сравнительный анализ производится для того, чтобы выявить расхождения в представлениях о стиле межличностных отношений психолога с самооценкой собственного стиля межличностных отношений у студентов. Сравнение расхождений в представлениях о стиле межличностных отношений психолога с самооценкой собст ...

Закономерности и принципы воспитания
Для практики воспитания важнее всего связать закономерными отношениями эффективность воспитательного процесса с теми его компонентами, которые оказывают влияние на качество воспитания. Эффективность зависит от: 1) сложившихся воспитательных отношений. Воздействие на личность осуществляется через ее ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.agepedagog.ru