Функции, принципы и модели дополнительного образования. Условия интеграции основного и дополнительного образования

Статьи по педагогике » Внедрение интеграции основного и дополнительного образования в учебный процесс в СОШ №10 » Функции, принципы и модели дополнительного образования. Условия интеграции основного и дополнительного образования

Страница 1

Классные занятия, обычно проводятся с постоянным составом учащихся, но заранее определенному расписанию и носят обязательный характер. Но, наряду с обязательными учебными занятиями, вне рамок учебного дня в школах и других учебных заведениях используются разнообразные формы учебной работы, которые носят для учащихся добровольный характер и призваны удовлетворять их разнообразные познавательные и творческие запросы. Эти формы добровольных учебных занятий называются внеклассными, или внеурочными. Понятие внеклассные указывает на то, что для проведения этих занятий не требуется полный состав класса, что в них по собственному желанию могут участвовать учащиеся различных классов, что они проводятся вне расписания обязательных учебных занятий. В этом смысле к формам внеклассной учебной работы относятся: предметные кружки, олимпиады, конкурсы и др.

Принципиальное отличие дополнительного образования от общего заключается в том, что, благодаря отсутствию жестких образовательных стандартов, работающие в его системе педагоги имеют возможность трансформировать передаваемые учащимся способы деятельности из цели обучения в средство развития способностей учащихся - познавательных, личностных, духовно-нравственных. Основное и дополнительное образование не должны существовать друг без друга, ибо по отдельности они односторонни и неполноценны. Для того чтобы дополнительное образование могло в полной мере реализовать заложенный в нем потенциал, необходима четкая и слаженная работа всей педагогической системы. Поэтому педагогам так важно знать и понимать проблемы друг друга - тех, кто профессионально занимается дополнительным образованием детей, и тех, кто связан с предметным обучением в школе. Только их совместные продуманные действия могут стать основой для создания целостного образовательного пространства на уровне школы, города, региона, страны.

Можно выделить следующие функции дополнительного образования:

образовательная - обучение ребенка по дополнительным образовательным программам, получение им новых знаний;

креативная - создание гибкой системы для реализации индивидуальных творческих интересов личности;

воспитательная - обогащение и расширение культурного слоя общеобразовательного учреждения, формирование в школе культурной среды, определение четких нравственных ориентиров;

компенсационная - освоение ребенком новых направлений деятельности, дополняющих основное образование и создающих эмоционально значимый для ребенка фон, предоставление ребенку гарантий достижения успеха в избранных им сферах творческой деятельности;

рекреационная - организация содержательного досуга как сферы восстановления психофизических сил ребенка;

профориентационная - формирование устойчивого интереса к социально значимым видам деятельности, содействие определению жизненных планов ребенка, включая предпрофессиональную ориентацию. При этом общеобразовательное учреждение способствует не только дифференциации интересов ребенка, но и помогает выбрать форму дополнительного образования, где его способности и получают развитие;

интеграционная - создание единого образовательного пространства;

основное дополнительное образование интеграция

функция социализации - освоение ребенком социального опыта, приобретение им навыков воспроизводства социальных связей и личностных качеств, необходимых для жизни;

функция самореализации - самоопределение ребенка в социально и культурно значимых формах жизнедеятельности, успех, саморазвитие.

Перечень функций показывает, что дополнительное образование детей является неотъемлемой частью любой образовательной системы.

Также при организации дополнительного образования детей в общеобразовательных учреждениях следует опираться на следующие приоритетные принципы:

свободный выбор ребенком видов и сфер деятельности;

ориентация на личностные интересы, потребности, способности;

возможность свободного самоопределения и самореализации детей;

единство обучения, воспитания, развития;

практико-деятельностная основа образовательного процесса.

Эти перечисленные позиции составляют концептуальную основу дополнительного образования детей, которая соответствует главным принципам гуманистической педагогики: признание уникальности и самоценности человека, его права на самореализацию, личностно-равноправная позиция педагога и ребенка, ориентированность на его интересы, способность видеть в нем личность, достойную уважения.

Страницы: 1 2


Информация о ообразовании:

Методы и методические приемы формирования познавательного интереса
К основным методам и методическим приемам формирования познавательного интереса на уроках можно отнести следующее: -метод эмоционального стимулирования ; -создание ситуации успеха в учении ; -проведение познавательных игр; -анализ реальных производственных и жизненных ситуаций ; -создание. ситуации ...

Задачи, решаемые с помощью таблиц
При подготовке к решению таких задач можно удачно использовать карты сигналы (см. рис. 1). №1 на…больше + №2 в…больше Х №3 на…меньше – №4 в…меньше : Рис. 1. Карты сигналы Устный счет следует проводить с использованием данных карт, которые должны быть у каждого учащегося, что позволяет привлечь к ра ...

Пути решения проблемы в системе образования РФ
Изучение системы государственной политики в области образования приобретает в настоящее время особую актуальность. Объясняется это тем, что в настоящее время в Российской Федерации проводятся сразу две крупномасштабные реформы, напрямую затрагивающие данную проблему - административная реформа и реф ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.agepedagog.ru