Составление тематического планирования для изучения раздела: «Русский кинематограф»

Статьи по педагогике » Методика изучения раздела "История русского кинематографа" в старших классах » Составление тематического планирования для изучения раздела: «Русский кинематограф»

Страница 5

Уч.: как происходило ваше становление как режиссера?

С. Э.: Линия движения моего интуитивного поиска — «архитектура — графика — театр — кино» (плюс устойчивый интерес к Востоку и к нетрадиционным культурам вообще) привела меня к обретению того искусства, которое максимально отвечает «творческому генотипу» будущих мастеров. Для меня было принципиальным стремление исследовать несознательные проявления человеческой психики, а также — запечатлеть их на языке мышления (прежде всего, на языке визуальном или, точнее, иероглифическом, каждая ячейка которого есть и понятие, и образ одновременно). Я романтик.

Уч.: расскажите о своих фильмах.

С. Э.: мои фильмы построены они по принципу «выхода из себя»: прорастая из общего движения сюжета и становясь его кульминацией, центром, ключом к чтению, они одновременно самодостаточны и находятся как бы над главной плоскостью; это — «фильм в фильме», место схождения полюсов, вертикальная развертка процесса.

Несмотря на различные сюжетные варианты, эти сцены невозможно не заметить либо спутать с другими — они обособлены не только структурно, но и ритмически, и эмоционально. Экранное время меняет в них свой ход — по принципу, названному Г.Гессе «превращением молнии в солнце». Меняется и градус эмоционального воздействия на зрителя: возникает ощущение нарастающего потустороннего ужаса — причем не за счет наворота кровавых зверств (они могут присутствовать, но не обязательно). На зрительскую психику воздействуют архетипы, во всех культурных традициях связанные с потусторонним огнем, водой, а также — с живыми мертвецами во всех их модификациях (и прочими атрибутами загробного мира, как правило, в дьявольской их ипостаси).

Уч.: Что же это за сцены, из каких структурных элементов они состоят, какую функцию выполняют, и почему появились они именно в это время и именно вас?

С. Э.: 1924 год. «Стачка», финал картины: тотальная бойня (причем не только в переносном смысле, поскольку умерщвление рабочих прослоено здесь документальными кадрами забоя быков). Эпизод начинается огнем (пожаром лавки, под горящими обломками которой гибнут его устроители), проходит через уничтожение водой (демонстранты, вбиваемые в землю, в грязь ударами брандспойтных струй[10]) и завершается погружением в ничто, низвержением в ад целого района (карта с его изображением постепенно поглощается тьмой — пролитыми на нее чернилами); утопая в крови, он перестает быть (выстрелы сметают стадо забастовщиков сверху вниз по склону и обращают его в самом финале в мертвое поле, из конца в конец уложенное трупами). Уничтожаемые демонстранты — бывшие люди, предыдущими своими поступками низведшие себя до скотского состояния (см. еще раз монтажную параллель с бойней). Их убийцы — звери, еще не превратившиеся в людей (казаки-кентавры не существуют в фильме вне своих лошадей, хотя, с точки зрения бытового правдоподобия, не слишком-то удобно верхом преследовать свои жертвы по лестницам многоэтажного дома). Есть и такие персонажи, которые людьми и вообще-то не были (единообразные шинели и сапоги, в самом финале шествующие по свалке мертвых тел). Униформированность, скрывающая полное отсутствие лиц — вот за кем остается эта земля.

Учитель: Из всего вышесказанного может создаться впечатление, что величаво-мрачные ленты мастера только и состоят из бесконечного варьирования кровавых катастроф, злобных тиранов и гибнущих людских устремлений — это не совсем так. Движение по магической лестнице, соединяющей небеса с адом, не обязательно односторонне; более того, в экстатическом произведении искусства непременно действует принцип, в свое время интуитивно постигнутый немецким романтиком: нисхождение в подземный мир чувственной стихии художник обязан уравновесить встречным движением к высотам духа — вне этого нет подлинного произведения искусства. Этот принцип дает решающее соответствие художнических позиций Эйзенштейна: для их героев, при определенных условиях, становится возможным и обратный переход — от тьмы к свету.

Выводы по уроку: От режиссера, предсказавшего господство тоталитарного режима в своей стране, было бы естественно ждать чего-то вроде дальнейшего его разоблачения. Однако подлинного романтика Эйзенштейна свершившееся, одномерно-застывшее, интересовать не могло; они новь снимал ленты о зле становящемся, до поры неочевидном, о превращении добра в зло и, что важно — о наднациональном характере этого зла. По его формуле, случившееся с Россией и Германией — лишь одно из частных чтений, а постоянной величиной, при всех условиях, остается умение говорить «нет» — рецепт, проверенный Мастером на собственной жизни и судьбе. Домашнее задание:

Посмотреть фильмы о Сергее Эйзенштейне, чтобы более конкретно понять пройденный материал.

Музыка отечественных кинофильмов.

Цели: определить роль и значение музыки в кино.

Задачи: воспитание чувства любви к Родине, формирование видеокультуры ; эстетическое воспитание детей

Тип урока: урок – исследование.

ТСО: портрет Ж.Верна, И.Дунаевского, В.Вайнштока, фонограммы: “Увертюра”, “Песенка о капитане”, “Песенка о веселом ветре” И.Дунаевского, видеофрагменты из кинофильма “Дети капитана Гранта” В.Вайнштока, роман Ж.Верна «Дети капитана Гранта».

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Информация о ообразовании:

Особенности развития внимания младших школьников с нарушением интеллекта
Необходимым условием любой человеческой деятельности, требующей организованности, точности и напряжения, является высокая активность и сосредоточенность внимания. Именно поэтому внимание считают одним из важных показателей общей оценки уровня развития личности. С того времени, как умственно отсталы ...

Психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста
Восприятие детей младшего школьного возраста становится более осознанным, управляемым. Чувства, вызываемые музыкой, приобретают дифференцированный характер. Развивается произвольная память, внимание. Дети замечают сходства музыкальных произведений одного жанра, сопоставляют знакомые произведения по ...

Виды работ в старшем дошкольном возрасте
Дети старшего дошкольного возраста могут выполнять следующие виды работ, объединяемых понятием «хозяйственно-бытовой труд»: 1. Содержать в порядке свои игрушки, настольные игры, пособия для занятий; протирать их сырой тряпочкой; мыть некоторые игрушки. 2. Протирать мебель (вместе с кем-то из взросл ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.agepedagog.ru