Развитие речи детей в онтогенезе

Страница 2

Первые диалоги малыша с взрослыми обычно очень короткие: вопрос – ответ. Но взрослый сам может сделать ребёнка постоянным участником диалога, если будет разговаривать с ним по поводу всего происходящего вокруг, обращать внимание малыша на свои и его действия, на изменения ситуации. У многих детей, если с ними мало говорят, не только страдает речевое развитие, но и не складывается потребность в диалогическом отношении с другими людьми: они как бы не умеют слышать другого человека, не стремятся к сотрудничеству с ним. Для ребёнка диалог – это возможность научиться видеть мир глазами других людей, возможность быть причастным к другой точке зрения, к другому, может быть и недоступному ему кругу забот и действий.

Общение младенца с одним человеком вполне можно прировнять к беседе, если давать ему время на ответ. Ребёнок очень внимательно смотрит в глаза говорящего взрослого, получая явное удовольствие от обмена звуками. Младенцы, которые пережили это удовольствие, часто «разговаривают» наедине с собой или игрушками.

В течение первого года дети учатся слушать и различать знакомые и незнакомые голоса, их эмоциональный тон. Если они ощущают поддержку, то начинают произносить весьма выразительные звуки, вызывая ими действия окружающих. Они уже поняли пользу звуков. Около года или чуть позже дети всем своим поведением показывают, что они понимают и могут выполнять словесные просьбы взрослых.

II период. В связи с начинающимся развитием собственного речевого общения, которое выделяется в самостоятельную форму общения, происходит переход к следующему этапу овладения ребёнком речью – период первоначального овладения языком.

Этот период начинается в конце первого или начале второго года жизни. Вероятно, в основе этого периода лежит быстрое развитие и усложнение отношений ребёнка с окружающим миром, что и создаёт у него настоятельную потребность о чём–то сказать, т. е. потребность в речевом общении становиться одной из жизненных потребностей ребёнка.

Первые слова разнообразны. Ребёнок уже может указать или обозначить какой-либо предмет, но эти слова неотделимы от действия с данным предметом и отношения к нему. Ребёнок не пользуется словом для обозначения абстрактных понятий. Звуковые подобия слов и отдельные членораздельные слова в данный период всегда связаны с деятельностью ребёнка, манипуляцией предметами, с процессом общения. При этом одним и тем же словом ребёнок может называть совершенно разные предметы.

Другой особенностью этого периода является то, что высказывания ребёнка ограничиваются всего лишь одним словом, как правило, существительным, выполняющим роль целого предложения. И смысл, произносимых ребёнком слов, зависит от конкретной ситуации и от сопровождающих эти слова жестов или действий ребёнка. Значимость конкретной ситуации сохраняется и тогда, когда ребёнок начинает произносить два – три слова, грамматически ещё не сопоставляя друг с другом, поскольку речь на данном этапе развития грамматически не дифференцирована. Эти особенности речи ребёнка внутренне связанны с тем, что его мышление, вместе с которым формируется речь, ещё имеет характер наглядных, действенных, интеллектуальных операций. Обобщённые представления, возникающие в процессе интеллектуальной деятельности ребёнка, уже оформляются и укрепляются в его сознании с помощью слов языка, которые сами включаются в мышление на данном этапе только в наглядном, практическом процессе.

Страницы: 1 2 3 4 5


Информация о ообразовании:

Интеллектуальные нарушения. Этиология и патогенез
Умственно отсталые дети, которых в ряде более ранних публикаций называют слабоумными, а в соответствии с нечеткой нынешней терминологией – детьми со сниженным интеллектом, с трудностями в обучении, с особыми нуждами и т.п., - одна из наиболее многочисленных категорий детей, отклоняющихся в своем ра ...

Формы, методы, приемы работы с учащимися при изучении русского кинематографа
В сегодняшних школах деятельность учащихся по усвоению материала осуществляется в разнообразных формах обучения. С позиций целостности образовательного процесса основной организационной формой является урок. В нем отражаются преимущества классно-урочной системы обучения, которая при массовости охва ...

Основные категории педагогики и психологии
Категория – базовое понятие науки. В пед-ке несколько основных категорий к ним относятся: воспитание, обучение, образование, а также самовоспитание, социализация, развитие, пед-ая дея-ть, пед-ий процесс. Воспитание – рассматривается в пед-ке в широком и в узком смысле. В широком – это передача исто ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.agepedagog.ru