Развитие речи детей в онтогенезе

Страница 3

На данном этапе ещё недостаточно развита и фонетическая сторона речи. Дети пропускают в словах отдельные звуки, и даже целые слоги. Нередко в словах ребёнок переставляет звуки или замещает одни звуки другими.

Этот период развития речи может быть условно разделён на несколько стадий. Описанные выше особенности относятся к первой стадии – стадии «слова – предложения». Вторая стадия начинается со второго полугодия второго года жизни ребёнка. Эта стадия может быть охарактеризована как стадия морфологической расчленённости речи. С переходом к данной стадии начинается быстрой рост активного словаря ребёнка, который к двум годам достигает 250 – 300 слов, имеющих устойчивое и чёткое значение.

В это время возникает умение самостоятельно употреблять ряд морфологических элементов в свойственном им в языке значении. Например, ребёнок начинает более грамотно использовать число в именах существительных, категории уменьшительности и повелительности, падежи существительных, времена и лица глаголов. К этому возрасту, ребёнок овладевает почти всей системой звуков языка. Исключение составляют Р и Л, свистящие С и З и шипящие Ж и Ш.

Увеличение темпов овладения языком на данной стадии может быть объяснено тем, что в своей речи ребёнок пробует выразить не только то, что с ним происходит в данную минуту, но и то, что с ним было раньше, т. е. что не связано с наглядностью и действенностью конкретной ситуации. Можно предположить, что развитие мышления обусловило необходимость более точного выражения сформированных понятий, что толкает ребёнка к овладению точными знаниями слов языка, его морфологией и синтаксисом, к совершенствованию фонетики речи. В это время крайне важна для развития речи уверенность ребёнка в том, что его понимают. Слова и звуки ребёнок произносит так, что за ними стоит экспрессивное проявление желания быть услышанным. Слово уже обращено к слушателю, оно становиться текстом.

Ребёнок пытается отвечать слушателю на своём языке, часто как эхо, повторяя услышанное от взрослых.

К двум годам дети усваивают, что одним и тем же словом называют реальный и нарисованный предмет. Мир становиться виртуальным и структурируется с помощью слова.

Многие исследователи отмечают, что к двум годам дети владеют большим числом отдельных слов, ещё не произнося их число, как взрослые. Соединяя слова в сочетания, у ребёнка появляется вопрос о назначении – обозначении предмета: «А что это?». Об одном и том же предмете дети могут спрашивать несколько раз, явно получая удовольствие от самой речи и переживания своих возможностей в её использовании.

III период. Освобождение речи ребёнка от опоры на воспринимаемую ситуацию, не жест или действие символизируют начало нового периода речевого развития – периода развития языка ребёнка в процессе речевой практики.

Этот период начинается с двух с половиной лет и завершается к шести годам. Главной особенностью данного периода является то, что речь ребёнка развивается в процессе речевого общения, отвлечённо от конкретной ситуации, что определяет возможность развития и совершенствования более сложных языковых форм. Более того, речь для ребёнка начинает иметь особое значение. Так, взрослые, читая ребенку, небольшие рассказы и сказки, предоставляют ему новую информацию. В результате речь отражает не только то, что уже известно ребёнку из собственного опыта, но и открывает то, что ему ещё не известно, вводит его в широкий круг новых для него фактов и событий. Он сам начинает рассказывать, иногда фантазируя и очень часто отвлекаясь от наличной ситуации. С полным основанием можно полагать, что на данном этапе речевое общение становиться одним из основных источников развития мышления. Если на предыдущих этапах отмечалась доминирующая роль мышления для развития речи, то на данном этапе речь начинает выступать в качестве одного из основных источников развития мышления, которое, развиваясь, формирует предпосылки для совершенствования речевых возможностей ребёнка. Он должен не только усвоить множество слов, но и научиться грамматически правильному построению речи.

Страницы: 1 2 3 4 5


Информация о ообразовании:

Исследование уровня сформированности положительного отношения к труду у детей старшего дошкольного возраста
На первом этапе экспериментальной работы мы провели диагностику уровня сформированности положительного отношения к труду у детей старшего дошкольного возраста. Базой исследования явился детский сад № 177 "Гномик", г. Тольятти. Диагностика была проведена в старшей группе детского сада. Это ...

Сущность скаутинга
"Скаут" в переводе с английского — разведчик, но смысловое наполнение этого слова представляется намного шире, чем его собственно военное обозначение. Скаут — это первопроходец и первооткрыватель во всех областях жизни и знания, человек, который не боится работать на самых сложных жизненн ...

Характеристика проявления скоростно-силовых качеств в спортивной деятельности волейболиста
Одной из основных задач, решаемой в процессе физического воспитания, является обеспечением оптимального развития физических качеств, присущих человеку. Физическими качествами принято называть врожденные (унаследованные генетически) морфофункциональные качества, благодаря которым возможна физическая ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.agepedagog.ru