Развитие речи детей в онтогенезе

Страница 4

Но на данном этапе ребёнок не задумывается о морфологии и синтаксисе языка. Его успехи в овладении языком связаны с практическими обобщениями языковых фактов. Эти практические обобщения не являются сознательными грамматическими понятиями, поскольку они представляют собой «построение по образцу», т. е. основаны на воспроизведении ребёнком уже известных ему слов. Основным источником новых слов для него являются взрослые. В своей речи ребёнок начинает активно использовать слова, услышанные от взрослых, не понимая их смысла. Чаще всего своеобразие лексики ребёнка определяются словами, которые являются наиболее употребляемыми среди его ближайшего окружения, т. е. семьи.

Вместе с тем речь ребёнка не является пустым подражанием. Ребёнок проявляет творчество в формировании новых слов.

Для данного этапа так же характерно наличие нескольких стадий. Вторая стадия начинается в возрасте четырёх – пяти лет. Она характеризуется развитием речи тесно связанным с формированием у детей рассуждающего логического мышления. Ребёнок переходит от простых предложений, в большинстве случаев ещё не связанных друг с другом, к сложноподчинённым предложениям. В формируемых ребёнком образах начинают дифференцироваться главные, придаточные и вводные предложения. Оформляются причинные («потому, что»), целевые («чтобы»), следственные («если») и прочие связи.

К концу шестого года жизни дети обычно полностью осваивают фонетику языка. Их активный словарь составляет 2 -3 тысячи слов. Но с семантической стороны их речь остаётся относительно бедной: значения слов недостаточно точны, иногда слишком сужены или слишком широки.

Другая существенная особенность данного периода состоит в том, что дети с трудом могут сделать речь предметом своего анализа. Исследования А. Р. Лурии показали, что ребёнок испытывает значительные трудности даже при определении смыслового значения близких по звучанию слов и словосочетаний.

IV период. Это этап развития речи в связи с изучением языка. Он начинается в конце дошкольного возраста, но его наиболее существенные черты отчётливо проявляются при изучении родного языка в школе. При обучении происходят огромные сдвиги, ведь при обучении в школе язык становится для ребёнка предметом специального изучения. В процессе обучения ребёнок должен овладеть более сложными видами речи.

Первоначально речь ребёнка, приходящего в школу, во многом сохраняет особенности предшествующего периода развития.

Существует большое расхождение между количеством слов, которые ребёнок понимает (пассивный словарь), количеством слов, которыми он пользуется (активный словарь). Кроме этого сохраняется и недостаточная точность значений слов. В последующем наблюдается существенное развитие речи ребёнка.

Обучение в школе языку в наибольшей степени сказывается на развитии осознанности и управляемости речи ребёнка. Это выражается в том, что ребёнок приобретает способность самостоятельно анализировать и обобщать звуки речи, без чего невозможно овладение грамотой. А так же ребёнок переходит от практических обобщений грамматических форм языка к сознательным обобщениям и грамматическим понятиям.

Развитие осознания ребёнком языка является важным условием формирования более сложных форм речи. У ребёнка формируется развёрнутая монологическая речь.

Особое место здесь занимает письменная речь, которая первоначально отстаёт от устной, но затем становится доминирующей. Это происходит потому, что письменная речь обладает рядом преимуществ. Фиксируя на бумаге речевой процесс, письменная речь позволяет вносить в него изменения, возвращаться к ранее высказанному и т.д. Это придаёт ей исключительное значение для формирования правильной, высокоразвитой речи.

Страницы: 1 2 3 4 5


Информация о ообразовании:

Формы и методы воспитательного влияния коллектива на личность
Ученический коллектив оказывает серьезное влияние на создание и поведение учащихся, от каждого требует подчинения общественному мнению. Чем более сплочен коллектив, тем сильнее его воздействие на отдельных учащихся. В совместной деятельности легче обнаружить положительные и отрицательные стороны ли ...

Психология развития речи у глухого
Как подвести глухого ребенка к овладению речью? Это основной вопрос, являющийся ввиду до сих пор существующих разногласий первоочередной педагогической задачей. Значительную помощь в этом может оказать психология развития речи глухого, которая как часть общей психологии речи системно и с применение ...

Возможности в преподавании сонетов Шекспира в 7 классе
Форма сонета была известна еще с XIII века, но тщательную разработку и свое классическое звучание приобрела только в творчестве Петрарки и Данте. Состоящий всего из 14 строк, сонет обладает четким композиционным членением: первый катрен (4 строки) содержит экспозицию, т. е. вводит читателя в мир со ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.agepedagog.ru