Развитие речи детей в онтогенезе

Страница 4

Но на данном этапе ребёнок не задумывается о морфологии и синтаксисе языка. Его успехи в овладении языком связаны с практическими обобщениями языковых фактов. Эти практические обобщения не являются сознательными грамматическими понятиями, поскольку они представляют собой «построение по образцу», т. е. основаны на воспроизведении ребёнком уже известных ему слов. Основным источником новых слов для него являются взрослые. В своей речи ребёнок начинает активно использовать слова, услышанные от взрослых, не понимая их смысла. Чаще всего своеобразие лексики ребёнка определяются словами, которые являются наиболее употребляемыми среди его ближайшего окружения, т. е. семьи.

Вместе с тем речь ребёнка не является пустым подражанием. Ребёнок проявляет творчество в формировании новых слов.

Для данного этапа так же характерно наличие нескольких стадий. Вторая стадия начинается в возрасте четырёх – пяти лет. Она характеризуется развитием речи тесно связанным с формированием у детей рассуждающего логического мышления. Ребёнок переходит от простых предложений, в большинстве случаев ещё не связанных друг с другом, к сложноподчинённым предложениям. В формируемых ребёнком образах начинают дифференцироваться главные, придаточные и вводные предложения. Оформляются причинные («потому, что»), целевые («чтобы»), следственные («если») и прочие связи.

К концу шестого года жизни дети обычно полностью осваивают фонетику языка. Их активный словарь составляет 2 -3 тысячи слов. Но с семантической стороны их речь остаётся относительно бедной: значения слов недостаточно точны, иногда слишком сужены или слишком широки.

Другая существенная особенность данного периода состоит в том, что дети с трудом могут сделать речь предметом своего анализа. Исследования А. Р. Лурии показали, что ребёнок испытывает значительные трудности даже при определении смыслового значения близких по звучанию слов и словосочетаний.

IV период. Это этап развития речи в связи с изучением языка. Он начинается в конце дошкольного возраста, но его наиболее существенные черты отчётливо проявляются при изучении родного языка в школе. При обучении происходят огромные сдвиги, ведь при обучении в школе язык становится для ребёнка предметом специального изучения. В процессе обучения ребёнок должен овладеть более сложными видами речи.

Первоначально речь ребёнка, приходящего в школу, во многом сохраняет особенности предшествующего периода развития.

Существует большое расхождение между количеством слов, которые ребёнок понимает (пассивный словарь), количеством слов, которыми он пользуется (активный словарь). Кроме этого сохраняется и недостаточная точность значений слов. В последующем наблюдается существенное развитие речи ребёнка.

Обучение в школе языку в наибольшей степени сказывается на развитии осознанности и управляемости речи ребёнка. Это выражается в том, что ребёнок приобретает способность самостоятельно анализировать и обобщать звуки речи, без чего невозможно овладение грамотой. А так же ребёнок переходит от практических обобщений грамматических форм языка к сознательным обобщениям и грамматическим понятиям.

Развитие осознания ребёнком языка является важным условием формирования более сложных форм речи. У ребёнка формируется развёрнутая монологическая речь.

Особое место здесь занимает письменная речь, которая первоначально отстаёт от устной, но затем становится доминирующей. Это происходит потому, что письменная речь обладает рядом преимуществ. Фиксируя на бумаге речевой процесс, письменная речь позволяет вносить в него изменения, возвращаться к ранее высказанному и т.д. Это придаёт ей исключительное значение для формирования правильной, высокоразвитой речи.

Страницы: 1 2 3 4 5


Информация о ообразовании:

Научные основы физического воспитания детей дошкольного возраста в психолого – педагогических исследованиях
Теория физического воспитания развивается на основе современных исследований и передовой практики физического воспитания. Отечественная наука о физическом воспитании складывалась под влиянием богатого наследия прошлого, корни которого уходят вглубь многовековой русской народной педагогики. На сегод ...

Физиологические основы речевой деятельности человека
Речь основана на работе различных механизмов, среди которых можно условно выделить мозговые и периферические. К мозговым относят собственно систему речи, или вербальную систему, благодаря которой реализуется суть речевого процесса. Именно работа этой системы до настоящего времени представляет наиме ...

Анализ феномена самооценки детей в психолого-педагогических исследованиях
Одним из важнейших показателей индивидуально-личностного развития человека, по мнению многих отечественных и зарубежных психологов, является самосознание, центральным компонентом которого выступает самооценка. Она обуславливает направление и характер взаимоотношений индивида с окружающими, его крит ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.agepedagog.ru