Цель:
− развитие музыкального восприятия детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
− познакомить детей с произведением П.И. Чайковского «Болезнь куклы»;
− учить детей передавать характер музыки средствами пластического интонирования;
− воспитывать чувство ансамбля.
Оборудование: пиктограммы.
Ход занятия
1. Организационная часть занятия.
(дети входят в зал под музыку Д. Шостаковича «Шарманка»)
2. Основная часть занятия.
2.1. Вводная беседа
Учитель: Ребята, к вам на занятие пришли ОХ И АХ. Скажите, какой АХ?
Дети: Весёлый, удивляющийся, ему всё интересно.
У: Покажите жестами, мимикой его выражение лица. Давайте поздороваемся с ним также весело.
У: А какой ОХ?
Д: Грустный, печальный, вялый, скучный.
У: Покажите мимикой, жестами его состояние. Поздороваемся также печально.
У: Знаете, АХ очень хочет развеселить ОХа, но у него не получается. Давайте ему поможем.
2.2. Музыкальная игра
У: Для начала, ребята, поиграем в мяч, но мяч этот необычный, он воображаемый. Послушайте музыку, под которую будем играть.
(звучит пьеса Д. Кабалевского «Клоуны»)
У: Какая музыка?
Д: Весёлая, игривая, прыгучая.
У: Попробуем поиграть.
(дети выполняют различные действия с мячом: подбрасывают, отбивают, прыгают с мячом и др.)
У: А теперь успокоимся, подышим не только носом, но и телом. Музыка подскажет.
(звучит «Вальс» А. Лядова, дети выполняют плавные движения руками
под музыку)
Слушание-восприятие
Произведения П.И. Чайковского «Камаринская», «Песня жаворонка»
У: Ребята, посмотрите, мы развеселили ОХа?
Д: Нет.
У: Что-то его не развеселить. Попробуем ещё. Ребята, хотите я вам раскрою секрет?
Д: Да!
У: ОХ и АХ принесли с собой подарок – музыку. Сейчас мы будем слушать, а вы постарайтесь вспомнить название. Садитесь поудобнее и слушайте внимательно.
(звучит пьеса П.И. Чайковского «Камаринская»)
У: Ребята, что же это за произведение?
Д: «Камаринская»!
У: Правильно, вы молодцы, запомнили музыку, узнали её.
Д: Музыка весёлая, бодрая, энергичная, плясовая.
У: Кто же принёс это произведение, ОХ или АХ?
Д: АХ.
У: Почему?
Д: Музыка такая же, как и АХ – весёлая.
У: Слушаем следующее музыкальное произведение.
(звучит пьеса П.И. Чайковского «Песня Жаворонка»)
У: Какая это музыка?
Д: Напевная, ласковая, нежная.
У: Как называется? Кто принёс?
Д: «Песня Жаворонка», и принёс её АХ.
Пластическое интонирование
У: А какое же третье произведение? Слушаем. Попробуем движениями «пропеть» музыку.
(звучит пьеса П.И. Чайковского «Болезнь куклы». Дети сопровождают музыку плавными, «никнущими» движениями рук, головы)
У: Какая это музыка?
Д: Грустная, печальная, жалобная.
У: Вы раньше слышали такое произведение?
Д: Нет.
У: Кто же нам принёс это произведение?
Д: ОХ.
У: Почему вы так решили?
Д: ОХ тоже очень грустный.
У: Эта пьеса называется «Болезнь куклы». Эту музыку тоже написал П.И. Чайковский. Молодцы! Но ОХ всё равно грустит. Значит, нужно спеть ему наши ласковые песни.
Информация о ообразовании:
Понятие «отношение» к обучению в педагогической науке
Различные аспекты позитивного отношения детей к обучению, такие как познавательная потребность, познавательный интерес, личность учителя, эмоциональное отношение к обучению, учет индивидуальных особенностей ребенка, специфика взаимоотношений с ровесниками в учебной деятельности, были раскрыты в раб ...
Анализ феномена самооценки
детей в психолого-педагогических исследованиях
Одним из важнейших показателей индивидуально-личностного развития человека, по мнению многих отечественных и зарубежных психологов, является самосознание, центральным компонентом которого выступает самооценка. Она обуславливает направление и характер взаимоотношений индивида с окружающими, его крит ...
Категории и принципы социальной педагогики
Категории педагогики и социальной педагогики. Социально-педагогическая деятельность. Социальное обучение. Воспитание и социальное воспитание. Понятия «принцип» и «правило». Принцип природосообразности. Принцип культуросообразности. Принцип гуманизма. Научный статус и социальный престиж той или иной ...