В данной главе мы познакомились с мнением различных автором, их идеи разнообразны, но все они сводятся к одному пониманию: развитие речи дошкольника достигается более высокого уровня, в ходе систематической организации занятий по обучению рассказыванию, где приоритетным приемом выступает метод моделирования. Организация такой системы работы дает возможность дошкольникам удовлетворить коммуникативную потребность, проявить творческую активность, самостоятельность, а также позволяет непринужденно формироваться планирующей функции речи, одной из составляющих готовности ребенка к школе.
Использование приема наглядного моделирования дает возможность:
- самостоятельного анализа ситуации или объекта;
- развития децентрации (умения менять точку отсчета);
- развития замыслов-идей.
В процессе обучения связной описательной речи моделирование служит средством планирования высказывания. Прием наглядного моделирования может быть использован в работе над всеми видами связного монологического высказывания: пересказ; составление рассказов по картине и серии картин; описательный рассказ; творческий рассказ.
Кроме этого, педагогически правильный процесс развития способности рассказывать должен проходит в несколько этапов, каждый из которых является продолжением предыдущего, а также должны быть созданы условия, где деятельность дошкольника будет находиться активном познании.
Итак, практика и поиск новых путей повышения результативности речевой работы, позволяют определить в качестве средства оптимизации процесса речевого развития – метод наглядного моделирования, который дает возможность ребенку зрительно представить абстрактные понятия (слово, текст, предложение, персонаж), научиться практическим действиям с ними. Это особенно важно для дошкольников, так как процесс решения мыслительных задач протекает у них с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального. Вся работа по обучению рассказыванию должна привезти к формированию основных речевых умений дошкольника.
Различают следующие виды речевых умений:
1. Умение говорить, т. е. излагать свои мысли в устной форме;
2. Умение аудировать, т. е. понимать речь в ее звуковом оформлении;
3. Умение излагать свои мысли в устной речи;
4. Умение читать, то есть понимать речь в ее графическом изображении.
5. Умение рассказывать по образцу педагога.
6. Умение устанавливать связи, не допускать синтаксические ошибки.
7. Умение, последовательно рассказывать сюжет;
8. Умение самостоятельно придумывать рассказ.
Ребенок 5 – 6 лет должен уметь рассказывать о событиях, фактах, собственных впечатлениях, связанных живо, не отклоняясь от заданной темы, правильно отражать в речи воспринятое, рассказывать с достаточной полнотой и законченностью, указывать время и место событий; пользоваться точными названиями качеств и действий. Развивать необходимый перечень речевых умений будет на занятиях в ходе обучения рассказыванию, где главным методом будет выступать моделирование.
Содержащиеся в работе теоретические и научно-методические материалы могут быть использованы в системе дошкольного образования при определении методов и приемов развития связной речи детей дошкольного возраста, обеспечивающих эффективность процесса формирования умений в построении текста у детей; в системе повышения квалификации педагогов дошкольных учреждений; при разработке лекционного курса по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста для студентов педагогических училищ, колледжей. Проследим действенность идей многих психологов педагогов в практической части.
Информация о ообразовании:
Пути решения проблемы в системе образования РФ
Изучение системы государственной политики в области образования приобретает в настоящее время особую актуальность. Объясняется это тем, что в настоящее время в Российской Федерации проводятся сразу две крупномасштабные реформы, напрямую затрагивающие данную проблему - административная реформа и реф ...
Уровни профессиональных деформаций
Исследователи С.П.Безносов, Р.М.Грановская, Л.Н.Корнеева, А.К.Маркова отмечают, что в наибольшей степени профессиональные деформации развиваются у представителей социономических профессий, постоянно взаимодействующих с людьми: врачей, педагогов, работников сферы обслуживания и правоохранительных ор ...
Роль И.Г. Песталоцци в становлении рисования как общеобразовательного
предмета. Ученики и последователи И. Г. Песталоцци
В XVIII — первой половине XIX века рисование начинает прочно завоевывать свое место в общеобразовательных школах. Начало этому положил швейцарский педагог Иоганн Генрих Песталоцци (1746-1827), которого не случайно учителя рисования назвали отцом школьной методики. Рисование в школе Песталоцци рассм ...