Использование метода моделирования в ходе обучения старших дошкольников рассказыванию

Статьи по педагогике » Обучение рассказыванию старших дошкольников с использованием моделирования » Использование метода моделирования в ходе обучения старших дошкольников рассказыванию

Страница 5

Наглядное моделирование стимулирует развитие исследовательских способностей детей, привлекает их внимание к признакам предмета, помогает определять способы сенсорного обследования предмета и закреплять результаты обследования в наглядном виде. Часто наглядная модель служит средством преодоления страха ребенка перед построением творческих связных рассказов. Данный вид высказывания предполагает умение ребенка создать особый замысел и развернуть его в полный рассказ с различными деталями и событиями.

Ребенку предлагается модель рассказа, а он уже должен наделить элементы модели смысловыми качествами и составить по ним связное высказывание. В качестве символов - заместителей при моделировании творческих рассказов используются предметные картинки, силуэтные изображения, геометрические фигуры. Последовательность работы по формированию навыка составления связного творческого высказывания следующая. Ребенку предлагается придумать ситуацию, которая могла бы произойти с конкретными персонажами в определенном месте, модель рассказа (сказки) задается педагогом.

Педагог предлагает конкретные персонажи рассказа, а пространственное оформление модели ребенок придумывает самостоятельно. Конкретные персонажи заменяются их силуэтными изображениями, что позволяет ребенку проявить творчество в характерологическом оформлении героев рассказа. Ребенку предлагается составить рассказ или сказку по модели, элементами которой являются неопределенные заместители персонажей рассказа – геометрические фигуры, педагогом задается тема рассказа: например, «Весенняя сказка».

И, наконец, ребенок самостоятельно выбирает тему и героев своего рассказа. Используя в своей работе наглядное моделирование, мы учим детей добывать информацию, проводить исследование, делать сравнения, составлять четкий внутренний план умственных действий, речевого высказывания; формулировать и высказывать суждения, делать умозаключения; применение наглядного моделирования оказывает положительное влияние на развитие не только речевых процессов, но и неречевых: внимания, памяти, мышления.

Организуя работу по обучению рассказыванию педагогу важно создать условия для освоения моделей, где деятельность дошкольника будут стимулировать различные схему, графические картинки.

Анализ психолого – педагогической литературы по проблеме обучения рассказыванию дошкольников, подвел нас к пониманию того, что процесс обучение разговорной речи и ее дальнейшее развитие являются основой формирования монологической речи. Ведь рассказ - это самостоятельное развернутое изложение ребёнком определенного содержания. В методике традиционно термином «рассказ» принято обозначать самостоятельно созданные детьми монологи разного типа (описание, повествование, рассуждение или контаминация). Здесь допускается (с лингвистической точки зрения) терминологическая неточность, поскольку рассказом мы можем назвать только повествование. В зависимости от источника высказывания можно выделить монологи: 1) по игрушкам и предметам, 2) по картине, 3) из опыта, 4) творческие рассказы (рассказывание по описанию, по памяти, по воображению)

Активизировать речевую деятельность дошкольников позволяет организация процесса рассказывания посредством различных приемов. Основными приемами обучения рассказыванию является: совместное рассказывание, образец рассказа воспитателем, вопросы, вспомогательные вопросы, указания, исправление ошибок, подсказ нужных слов, прослушивание детьми своих рассказов, записанных на магнитофон, оценка рассказа. Активизации речевых умений также помогает метод использования моделирования.

Использование моделирования в обучении имеет два аспекта. Во-первых, моделирование служит тем содержанием, которое должно быть усвоено дошкольниками, в результате обучения и воспитания, тем методом познания, которым они должны овладеть, и, во-вторых, моделирование является тем учебным действием и средством, без которого невозможно полноценное становление речи. Именно обучение рассказыванию приемом моделирования приведет к развитию связной речи, а также способствует стимуляции самостоятельной речевой активности. Этот метод позволяет показать детям те явления жизни, непосредственное знакомство с которыми невозможно, а также делает учебный процесс более привлекательным.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Информация о ообразовании:

Воспитание в странах Западной Европы в эпоху возрождения
Эпохе Возрождения (XIV – XVI) человечество обязано признанием самоценности личности, достойной уважения и специального изучения. Витторино да Фельтре (1378 – 1446) – видный педагогический деятель своего времени. Новогуманистический образец воспитания зародился в недрах отдельных школ. В школе в Ман ...

Качества личности учителя, необходимые для проявления педагогического такта
Такт как профессиональное качество учителя представляет собой интегративное образование. Как педагогическая категория такт имеет сложную структуру. По мнению И.И. Рыдановой основным его компонентами выступают психологический, нравственно-этический, эстетический, инструментальный или технологический ...

Личность педагога. Способности и профессионально значимые качества
Личность педагога. Понятие лич-ть вкл. такие св-ва, к-ые яв-ся более или менее устойчивыми, определенные нравственные поступки ч-а имеющие сущ-ое значение д. него самого и окружающих. В структуру лич-ти вкл способности, темперамент, хар-р, волевые качества, эмоции, мотивацию и соц-ые установки. Каж ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.agepedagog.ru