Использование метода моделирования в ходе обучения старших дошкольников рассказыванию

Статьи по педагогике » Обучение рассказыванию старших дошкольников с использованием моделирования » Использование метода моделирования в ходе обучения старших дошкольников рассказыванию

Страница 3

Постепенно переходим к формированию у детей навыков планирования небольшого по объему описания. Вначале проводится коллективное составление плана: детям задаются вопросы по содержанию описания («О чем мы скажем вначале?», «Что мы скажем об этом животном, какое оно?», «Чем мы закончим наш рассказ?»). В последующем перед составлением описания ребенку предлагается сказать, о чем он будет говорить, используя ранее усвоенную схему («Я скажу, как называется это животное, что у него есть, где оно живёт») В дальнейшем учим детей составлять описательные рассказы по сюжетной и тематической картинам с помощью опорных схем.

Формирование навыков наглядного моделирования происходит в определенной последовательности с повышением доли самостоятельного участия дошкольников в этом процессе.

Этапы развития навыков наглядного моделирования решают следующие дидактические задачи:

Знакомство с графическим способом представления информации.

Формирование навыка дешифровки модели.

Формирование навыка самостоятельного моделирования

В практике обучения рассказыванию известны ряд моделей: модель составления сказки с помощью метода «Каталога»; модель составления сказки с помощью метода «Морфологического анализа»; модель составления сказки с помощью метода «Системного оператора»; модель составления сказки с помощью ТПФ; модель составления сказки с помощью метода «Волшебного треугольника».

Метод Каталога выполняет функцию подготовки ребенка к усвоению более сложных моделей. Рекомендуется прежде обучить детей по этому методу составлять текст, отражающий борьбу добра и зла в определенном месте и времени, имеющую положительный результата, затем переходить к другим моделям. На основе морфологического анализа выделяется модель составления сказки динамического типа. На основе системного оператора - модель сказки описательного типа, с изменением признаков объектов во времени. Сказка морально-этического типа создается на основе приемов ТПФ.

Кроме этого, в группе должны быть схемы, графические карты, наборы графических карточек способствовали логическому рассказыванию детьми, соблюдению структуры текста.

Если грамотно использовать необходимый материал по моделированию, речь детей станет последовательной, лексически и интонационно выразительной при использовании схем. Развивающая среда должна, прежде всего, соответствовать возрасту детей, их возможностям, программным задачам, что будет способствовать усвоению материала.

Семенова Н.В. предлагает знакомить детей со структурой текста с помощью моделирования. Первая модель - пирамидка, у которой нижняя часть - тезис, средняя - доказательство, а верхняя - вывод.

Вторая модель представлена в виде трех геометрических фигур: круг - это тезис, прямоугольник - доказательство, а треугольник - вывод.

Третья модель - ромашка, каждый лепесток которой представляет одно доказательство.

Можно также использовать следующие методы:

- создание ситуации. Например, в групповой комнате «неожиданно» появляется гость - попугай. Чтобы педагог разрешил его оставить, необходимо привести как можно больше аргументов. На детские аргументы воспитатель отвечает контраргументами;

- организацию соревнования (одна команда предлагает тезис, другая команда доказывает тезис и делает вывод);

- объяснение пословиц и поговорок, отгадывание загадок;

- решение речевых логических задач.

Например: На дворе стоял солнечный майский день. Вся лужайка перед домом была желтой: так много на ней цвело одуванчиков. Но вот наступил вечер. Солнце спряталось за деревьями, начало быстро темнеть. И вот чудо - лужайка перед домом стала совершенно зеленой! Как вы думаете, почему лужайка стала зеленой? Чтобы дети употребляли языковые средства для связи смысловых частей, им можно предложить следующее: - решить спор Незнайки со Знайкой, доказать, например, что страус не животное, а птица. Воспитатель может использовать картинки, где представлены основные признаки птицы: клюв, крылья, перья, как она питается, как высиживает птенцов. При доказательстве дети должны выдвинуть как можно больше аргументов и сделать вывод, используя слова, «во-первых», «во-вторых», «в-третьих», «следовательно», «таким образом», «значит»;

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Информация о ообразовании:

Опытно-экспериментальная работа по выявлению особенностей эмоциональной сферы младших школьников с умственной отсталостью в учебной деятельности
В ходе исследования нами были использованы методики: методика "Весёлый-грустный", методика неоконченных предложений. Методика "Весёлый - грустный" была выбрана нами в связи с тем, что она ориентирована на выявление эмоционально-значимых сторон жизни младших школьников с умственн ...

Система социального обслуживания и современные технологии комплексной реабилитации и детей и подростков с проблемами развития
Стратегическим направлением государственной и региональной политики в отношении инвалидов, в том числе детей-инвалидов, является переход от вопросов материальной поддержки инвалидов к профилактике инвалидности, обеспечению мер по комплексной реабилитации, которая согласно Закону "О социальной ...

Педагогические выводы
Планомерность обучения детей – один из важнейших принципов решения комплекса воспитательно-образовательной работы в детских дошкольных учреждениях. Только при правильном планировании процесса обучения можно успешно реализовать программу всестороннего развития личности ребенка. Важным принципом орга ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.agepedagog.ru