Постепенно переходим к формированию у детей навыков планирования небольшого по объему описания. Вначале проводится коллективное составление плана: детям задаются вопросы по содержанию описания («О чем мы скажем вначале?», «Что мы скажем об этом животном, какое оно?», «Чем мы закончим наш рассказ?»). В последующем перед составлением описания ребенку предлагается сказать, о чем он будет говорить, используя ранее усвоенную схему («Я скажу, как называется это животное, что у него есть, где оно живёт») В дальнейшем учим детей составлять описательные рассказы по сюжетной и тематической картинам с помощью опорных схем.
Формирование навыков наглядного моделирования происходит в определенной последовательности с повышением доли самостоятельного участия дошкольников в этом процессе.
Этапы развития навыков наглядного моделирования решают следующие дидактические задачи:
Знакомство с графическим способом представления информации.
Формирование навыка дешифровки модели.
Формирование навыка самостоятельного моделирования
В практике обучения рассказыванию известны ряд моделей: модель составления сказки с помощью метода «Каталога»; модель составления сказки с помощью метода «Морфологического анализа»; модель составления сказки с помощью метода «Системного оператора»; модель составления сказки с помощью ТПФ; модель составления сказки с помощью метода «Волшебного треугольника».
Метод Каталога выполняет функцию подготовки ребенка к усвоению более сложных моделей. Рекомендуется прежде обучить детей по этому методу составлять текст, отражающий борьбу добра и зла в определенном месте и времени, имеющую положительный результата, затем переходить к другим моделям. На основе морфологического анализа выделяется модель составления сказки динамического типа. На основе системного оператора - модель сказки описательного типа, с изменением признаков объектов во времени. Сказка морально-этического типа создается на основе приемов ТПФ.
Кроме этого, в группе должны быть схемы, графические карты, наборы графических карточек способствовали логическому рассказыванию детьми, соблюдению структуры текста.
Если грамотно использовать необходимый материал по моделированию, речь детей станет последовательной, лексически и интонационно выразительной при использовании схем. Развивающая среда должна, прежде всего, соответствовать возрасту детей, их возможностям, программным задачам, что будет способствовать усвоению материала.
Семенова Н.В. предлагает знакомить детей со структурой текста с помощью моделирования. Первая модель - пирамидка, у которой нижняя часть - тезис, средняя - доказательство, а верхняя - вывод.
Вторая модель представлена в виде трех геометрических фигур: круг - это тезис, прямоугольник - доказательство, а треугольник - вывод.
Третья модель - ромашка, каждый лепесток которой представляет одно доказательство.
Можно также использовать следующие методы:
- создание ситуации. Например, в групповой комнате «неожиданно» появляется гость - попугай. Чтобы педагог разрешил его оставить, необходимо привести как можно больше аргументов. На детские аргументы воспитатель отвечает контраргументами;
- организацию соревнования (одна команда предлагает тезис, другая команда доказывает тезис и делает вывод);
- объяснение пословиц и поговорок, отгадывание загадок;
- решение речевых логических задач.
Например: На дворе стоял солнечный майский день. Вся лужайка перед домом была желтой: так много на ней цвело одуванчиков. Но вот наступил вечер. Солнце спряталось за деревьями, начало быстро темнеть. И вот чудо - лужайка перед домом стала совершенно зеленой! Как вы думаете, почему лужайка стала зеленой? Чтобы дети употребляли языковые средства для связи смысловых частей, им можно предложить следующее: - решить спор Незнайки со Знайкой, доказать, например, что страус не животное, а птица. Воспитатель может использовать картинки, где представлены основные признаки птицы: клюв, крылья, перья, как она питается, как высиживает птенцов. При доказательстве дети должны выдвинуть как можно больше аргументов и сделать вывод, используя слова, «во-первых», «во-вторых», «в-третьих», «следовательно», «таким образом», «значит»;
Информация о ообразовании:
Опытно–поисковая работа по организации самостоятельной работы учащихся на
уроках технологии: анализ и обобщение результатов
В практическом анализе исследования процесса организации самостоятельной работы младших подростков на уроках технологии была проведена опытно – поисковая работа по организации самостоятельной работы учащихся на уроках технологии на базе МОУ СОШ № 156, города Екатеринбурга, Свердловской области, пре ...
Виды и назначение учебно-технической документации в п/о
На уроках п/о чаще всего используются следующие виды учебно-технической документации: 1) Инструкционные карты - применяются при изучении операций. Раскрывают технологическую последовательность, правила, средства, способы выполнения, контроля и самоконтроля осваиваемых трудовых приемов изучаемой опе ...
Характеристика Омский автотранспортный колледж как
современного образовательного учреждения профессионального образования
Колледжи осуществляют многоуровневую подготовку специалистов со средним профессиональным образованием, являются, как правило, многофункциональными и многопрофильными образовательными учреждениями. Федеральное государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Омский ...