Использование метода моделирования в ходе обучения старших дошкольников рассказыванию

Статьи по педагогике » Обучение рассказыванию старших дошкольников с использованием моделирования » Использование метода моделирования в ходе обучения старших дошкольников рассказыванию

Страница 2

- упражнения: лексико - грамматические; специально - коррекционные, эмпатические.

- технические средства обучения: аудиозаписи текста, музыкальных фрагментов для развития темы произведения.

- моделирование: графические схемы, фланелеграф, иллюстрации произведений, детские рисунки сюжетных фрагментов, детские схемы; иллюстрации рассказа одного ребенка другим (подбором картинок).

Стимулировать стремление использовать моделирования в ходе рассказывания может созданная развивающая среда в группе:

В книжном уголке должны быть интересные книги с цветными иллюстрациями, детские рисунки к рассказам, сказкам, стихам, а также предметные картинки, карты Проппа (сюжетная картинка и модель). Должны быть созданы театры (плоскостной, схематический, символизация) c целью создания психологических портретов героев, подготовке и проведению игр-драматизаций; составлении режиссерских дополнений описания персонажей, их диалогов; в придумывании сказок по аналогии со знакомыми.

Для лучшего усвоения использовали средства ТСО: аудиозаписи, диктофон. Прослушав музыкальный отрывок, дети придумывают возможные варианты продолжения сказки, подходящие к характеру, динамике, мелодике образа и драматизируют придуманную историю.

Модели служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, направляют процесс связного высказывания и помогают детям выстраивать:

- строение рассказа,

- последовательность рассказа,

- лексико-грамматическую наполняемость рассказа.

Составные части схем отражают основные свойства объектов (цвет, форма, величина, материал, действия с объектами, части объекта).

Методика обучения рассказыванию с использованием моделей рассмотрим на примере составления рассказа описания:

Работа над составлением рассказа-описания с использованием метода моделирования направлена на формирование навыка описания предметов, явлений. Коммуникативной задачей высказывания описания является создание словесного образа объекта: при этом признаки объекта раскрываются в определенной последовательности с опорой на наглядную модель. Описанию присущи основные характеристики связного развернутого высказывания: тематическое и структурное единство, адекватность содержания поставленной коммуникативной задаче, произвольность, плановость и контекстность изложения, логическая завершенность, грамматическая связность.

Обучение детей составлению рассказа описания с помощью моделирования включает три основных этапа:

1. Закрепление навыков в составлении описательных рассказов с опорой на план-схему и использование схемы с «выпадением» одного из компонентов.

2. Обучение описанию предмета с опорой на схему, включающую два знака вопроса

3. Развитие навыков описания на основе схемы с тремя знаками вопроса.

Сначала схема рассматривается полностью, педагог объясняет ее пункты. Затем обращается внимание на «спрятанные» признаки и дети описывают предмет по цепочке или самостоятельно.

На первом этапе при описании предмета должны быть использованы слова и ряд схем, характеризующие предмет, его общие свойства, действия, характер действий, признаки, характерные для данного объекта. Рассказ описание об игрушке или другом предмете, способствует формированию наблюдательности, подводит детей к пониманию смысла слов-обобщений: игрушки, посуда, мебель, одежда и т.д.

На последующих занятиях педагог учит детей описывать объект, опираясь на модели, включающие ряд наглядных опор, напоминающих каждому ребёнку последовательность и характер частей, из которых должен состоять рассказ. К примеру, в задании «Расскажи о домашнем животном» наглядная модель рассказа-описания включает следующие стилизованные изображения: «зеркало» - внешний вид животного; «человек» — какую пользу животное приносит человеку; «кастрюля» - чем питается животное; «домик» - где оно живёт; «коляска» - как называются детеныши; «ухо» — как животное подает голос. Предполагается, что к моменту работы над связным речевым высказыванием дети научились правильно конструировать доступные их возрасту фразы.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Информация о ообразовании:

Уровни самоанализа урока
1. Эмоциональный – непроизвольный уровень, когда учитель чувствует удовлетворенность или неудовлетворенность своей педагогической деятельностью. 2. Оценочный, когда оценивается соответствие результата урока намеченному целям и плану. 3. Методический, когда анализируется урок с позиций существующих ...

Методика формирования позитивного отношения у школьников к обучению
Формирующий этап эксперимента представляет собой целенаправленную работу по формированию позитивного отношения школьников к обучению на основе инновационных уроков. Цель данного этапа эксперимента состояла в формированию позитивного отношения школьников к обучению на основе разработки и применения ...

Сумма векторов
Остановимся на трудностях, которые возникают при знакомстве со свойствами суммы векторов. Если ученики, работая по учебнику Погорелова, научились пользоваться приведенным здесь формальным и поэтому весьма трудным определением суммы векторов, то знакомство со свойствами сложения трудностей не вызове ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.agepedagog.ru