2. Проверка домашнего задания: выразительное чтение сонетов, обсуждение читательских предпочтений; запись на доске номеров сонетов и подобранных учащимися названий сонетов, в случае с наиболее востребованным сонетом — обсуждение того, какое из подобранных названий оказывается наиболее точным и почему, формирование «тематического ядра» сонетов Шекспира (перечня наиболее интересующих поэта тем), формирование представлений о многоплановости содержательного уровня сонетов (слово учителя).
3. Составление портрета возлюбленной и друга, словесное рисование на тему «Портрет адресата сонетов Шекспира».
4. Работа над изучением содержания сонета в целом может строиться по примеру анализа сонета № 130: рассмотрение оригинального текста (для учеников, изучающих английский язык) и подстрочника — дословного перевода. В случае изучения оригинального текста ученики сами составляют подстрочник, в других вариантах пользуются представленным текстом подстрочника.
Вопросы и задания
1. Познакомьтесь с содержанием подстрочника.
2. Какое впечатление на вас произвела возлюбленная поэта? Похоже ли описание ее облика на привычное содержание хвалебной любовной лирики?
3. Вспомните одно из любовных стихотворений более современной эпохи (например, А. С. Пушкина «Я помню чудное мгновенье .»). Опишите возлюбленную, образ которой создается в предложенном вами и в сонете Шекспира № 130.
4. Какие достоинства своей возлюбленной выводит Шекспир на первый план?
5. Какие метафорические сравнения отрицает Шекспир, считая невозможным применить их по отношению к своей возлюбленной? Что заставляет поэта отказываться от них?
6. Какие сравнения, с вашей точки зрения, могут показать действительные достоинства возлюбленной или возлюбленного?
7. Создайте словесный портрет знакомого вам человека, постарайтесь избегать штампов, находя интересную, с вашей точки зрения, метафору, «расшифруйте» ее.
8. Познакомьтесь с содержанием двух различных переводов сонета (по выбору учителя — более контрастные в слабом классе, менее контрастные — в сильном). Какой из них произвел на вас большее впечатление и почему?
9. Есть ли строчки в переводе, где поэт-переводчик, с вашей точки зрения, искажает мысль Шекспира? Объясните ваше суждение.
10. Сравните содержание последних строчек сонетов. Чем отличается их содержание?
После рассмотрения содержания сонета можно обратиться к его композиции. Традиционный сонет может быть построен в той форме, в которой предстает перед читателем текст-рассуждение: тезис, доказательства, вывод.
Задания: найдите среди сонетов Шекспира тот, который соответствует данному принципу построения. Пронаблюдайте, в каких сонетах и в какой форме отступает поэт от этого принципа. Проанализируйте рассмотренный выше сонет, сформулируйте закон его построения.
После рассмотрения сонета № 130 целесообразно обратиться к тематически близкому сонету № 141.
Вопросы и задания
1. Похожа ли героиня сонета на ту, которая предстала перед вами в сонете № 130? В чем их сходство?
2. В сказке-притче А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц» сказано, что «главного глазами не увидать, зорко одно сердце». Согласны ли вы с этим высказыванием? Как эту мысль Экзюпери вы могли бы проиллюстрировать, обратившись к сонету Шекспира?
Информация о ообразовании:
Особенности
психического и физического состояния здоровья детей старшего дошкольного
возраста
Рассматривая особенности морфофункционального развития, Ю. Змановский отмечает существенный рост детей 6-7 лет в росте и весе в настоящее время по сравнению с 70-ми годами 20 века: «Их общее физическое состояние становится более гармоничным в связи с изменениями пропорций тела: темпы роста туловища ...
Педагогические идеи в эпоху Возрождения
Итальянские гуманисты XV - XVI вв. полагали, что наилучший путь воспитания - изучение классической греко-римской культуры. Среди итальянских гуманистов Возрождения выделяется Томазо Кампанелла (1568—1639). Бунтарь и еретик, он провел 27 лет в тюрьме, где написал ряд трактатов, в том числе «Город со ...
Методика формирования культуры поведения в старшем дошкольном возрасте
В старшем дошкольном возрасте формирование нравственных качеств личности и привычек культурного поведения активно продолжается. Содержание педагогического процесса на этом этапе составляет воспитание уважения к родным и близким, привязанности, уважения к воспитателям, осознанного стремления порадов ...