Возможности в преподавании сонетов Шекспира в 7 классе

Статьи по педагогике » Преподавание сонета в школьном курсе литературы » Возможности в преподавании сонетов Шекспира в 7 классе

Страница 1

Форма сонета была известна еще с XIII века, но тщательную разработку и свое классическое звучание приобрела только в творчестве Петрарки и Данте. Состоящий всего из 14 строк, сонет обладает четким композиционным членением: первый катрен (4 строки) содержит экспозицию, т. е. вводит читателя в мир сонета, означая его тему, второй представляет ее разработку и ряд доказательств, терцины заключают в себе вывод, обобщенный смысл всего сказанного и зачастую оживают потом в культуре в форме фразеологизмов.

Этическое звучание последних строк сонетов Шекспира как нельзя лучше соответствует общему лейтмотиву курса 7 класса: поиски общего смысла жизни воплощаются в частную форму смысла жизни отдельного человека. Этот человек, с одной стороны, вписывается в свою эпоху, с другой — уже пережил ее в своих произведениях и, следовательно, получил право именоваться носителем неких вечных ценностей.

Разнообразие тем и мотивов делают сонеты Шекспира чрезвычайно привлекательными для исследователей, и одновременно свобода и доступность понимания их содержания делают возможным рождение широкого круга читательских интерпретаций.

Теоретические сведения, получаемые учениками в 7 классе, базируются на знании ряда терминов: «сонет», «катрен», «терцина», «композиция», «экспозиция». Умение оперировать этими понятиями не есть самоцель занятий по изучению творчества Шекспира, однако без них понимание жанра и его особенностей не может быть полноценным. Одновременно усвоение данных понятий в 7 классе становится базой для более глубокого их понимания в старших классах.

Композиционное единство сонетов Шекспира при широком спектре вариаций тем и ракурсов их рассмотрения есть проявление достижений философии гуманизма на уровне словесного искусства. Наблюдение за метаморфозами тем и мотивов в соответствии со статьей учебника позволяет учащимся постичь широту взглядов поэта и гибкость поэтической мысли.

Широта мировосприятия и разрушение стереотипов — еще один важнейший аспект изучения творчества Шекспира. С одной стороны, центр большого числа сонетов — восхищение человеческой красотой, с другой — формирование представлений о самоценности каждого отдельного человека, выбранного взглядом из толпы, вне зависимости от соответствия его образа моде. «Человек — мера всех вещей» (Протагор) — этот афоризм становится основой философии гуманизма. «Данте и Петрарка в своих сонетах создали образцы поэтического описания женской красоты. С тех пор у всех сонетистов повелось описывать своих реальных и вымышленных возлюбленных как воплощение женского совершенства. Они обязательно похожи на ангелов, а глаза у них подобны звездам, поступь воздушна, — одним словом, существовал готовый набор признаков красоты, который поэты дополняли все более изощренными сравнениями», — пишет А. А. Аникст. Герои Шекспира — земные, они обладают реальным обликом современного ему человека.

Система заданий на уроке, посвященном сонетам Шекспира, может быть выстроена следующим образом:

1. Домашнее задание к уроку (по выбору учителя): прочитать 10 сонетов по выбору, озаглавить их; выбрать для выразительного чтения сонет, который произвел наибольшее впечатление; составить «партитуру чувств» для чтения сонета, объяснить свой выбор; нарисовать словесный портрет человека, к которому обращен сонет.

Страницы: 1 2 3


Информация о ообразовании:

Дидактическое учение Яна Амоса Коменского
Дидактические идеи и отдельные высказывания по вопросам дидактики в большом количестве разбросаны в трудах философов и мыслителей античного мира. Особенно богаты в этом отношении сочинения Платона, Аристотеля, Цицерона, Сенеки, Квинтилиана и других. Я.А. Коменский систематизировал опыт, накопленный ...

Уровни профессиональных деформаций
Исследователи С.П.Безносов, Р.М.Грановская, Л.Н.Корнеева, А.К.Маркова отмечают, что в наибольшей степени профессиональные деформации развиваются у представителей социономических профессий, постоянно взаимодействующих с людьми: врачей, педагогов, работников сферы обслуживания и правоохранительных ор ...

Функции, принципы и модели дополнительного образования. Условия интеграции основного и дополнительного образования
Классные занятия, обычно проводятся с постоянным составом учащихся, но заранее определенному расписанию и носят обязательный характер. Но, наряду с обязательными учебными занятиями, вне рамок учебного дня в школах и других учебных заведениях используются разнообразные формы учебной работы, которые ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.agepedagog.ru