Среди основных классов причин детской инвалидности рассматриваются: психические расстройства, болезни нервной системы, болезни глаза и врожденные аномалии (см. рис. 2.), поскольку в структуре причин именно на эти четыре класса патологий приходится более 70% случаев детской инвалидности.
Рис. 2. Динамика общей инвалидности детского населения РФ по ведущим причинам инвалидности
Динамика общей инвалидности детей по причине психических расстройств (рис. 2) за период 1996-2007 гг. носила характер постепенного роста. В итоге, за исследуемый период эта психические расстройства переместили в структуре со 2-го на 1-е место среди причин детской инвалидности. Уровень инвалидности по данной причине возрос с 28,56 до 42,92 на 10 тыс. населения в возрасте 0-15 лет или в 1,5 раза.
Характер динамики болезней нервной системы, как причины инвалидности детей, был довольно сложным (рис. 2). Так в 1996-1998 гг. наблюдался резкий подъем уровня с 48,32 до 58,88 на 10 тыс. детей 0-15 лет или на 21,9%. В 1999 г. рост сменился опять же резким снижением до уровня 41,35 на 10 тыс. соответствующего населения и дальнейшей стабилизацией уровней в последующие годы. В 2007 г. уровень общей инвалидности детей 0-15 лет по причине болезней нервной системы составил 42,26 на 10 тыс. детского населения.
Динамика общей инвалидности детей по причине болезней глаза (рис. 2) за период 1996-2007 гг. носила характер как роста, так и последующего снижения. В связи с невысокими уровнями инвалидности по данной причине ее динамика на рисунке 2 не выглядит очень выразительной, однако за исследуемый период наблюдались существенные колебания ее уровней. Так за 1996-2001 гг. показатель вырос с 8,3 до 13,6 на 10 тыс. детей в возрасте 0-15 лет или в 1,6 раза. В последующие годы отмечалось снижение инвалидности детей по данной причине до 10,5 на 10 тыс. соответствующего населения в 2007 г., таким образом, снижение показателя, начиная с 2002 г., составило 22,8%.
Что касается инвалидности детей по причине врожденных аномалий, то динамика данного показателя за 1996-2007 гг. характеризовалась постепенным ростом с 24,4 до 39,2 на 10 тыс. детского населения 0-15 лет или в 1,6 раза.
Специалисты прогнозируют, медленный рост общей инвалидности детей 0-15 лет по причине психических до уровня 49,36 на 10 тыс. соответствующего населения в 2020 г., т.е. увеличение настоящего уровня инвалидности по данной причине на 15%. Прогноз общей инвалидности детей 0-15 лет по причине врожденных аномалий предполагает рост показателя к 2020 г. на 21,1% до уровня 47,46 на 10 тыс. детского населения соответствующего возраста. Прогнозировать общую детскую инвалидность по причинам болезней нервной системы и болезней глаза значительно сложнее, поскольку за исследуемый период эти причины проявили разнонаправленные тренды, как это было описано выше.
В целом, в Российской Федерации наблюдается тенденция к медленному, но все же увеличению показателей общей детской инвалидности, что обусловливает важность государственных мер социальной защиты особых детей в целях оптимизации их интеграции в сообщество, преодоления комплексов и ограничений, осознания себя личностями.
В Российской Федерации вопросы социальной защиты детей-инвалидов регулируются, наряду с общими нормами социального права, в специальном законодательстве по вопросам социальной защиты инвалидов. Современная законодательная база социальной защиты инвалидов в России сформировалась под влиянием международно-правовых документов Организации Объединенных Наций.
ООН с начала своего существования проявляла озабоченность проблемами инвалидов как наиболее уязвимой и наименее защищенной части общества. Имеется целый ряд международно-правовых документов ООН, в которых закреплены права детей-инвалидов. Это Декларация прав ребенка (1959 год), Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования (1960 год), Декларация о правах умственно-отсталых лиц (1971 год), Декларация о правах инвалидов (1975 год), Конвенция о правах ребенка (1989 год), Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (1990 год), Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов (1993 год).
Информация о ообразовании:
Особенности овладения словообразованием и словоизменением в онтогенезе и
при дизонтогенезе
Алексеева М.М., Яшина В.И., Лепская Н.И., Арушанова А.Г, Фомичева М.Ф. рассматривали проблемы развития словообразования и словоизменения детей с нормой речевого развития. По мнению Арушановой А.Г. основным источником развития навыков словообразования и словоизменения детей является повседневное общ ...
Особенности организации и проведения занятий в разных возрастных группах
Достижение положительных результатов зависит от правильной организации учебного процесса. При посещении занятий прежде всего следует обратить внимание на соблюдение гигиенических условий: помещение должно быть проветрено; при общем нормальном освещении свет должен падать с левой стороны; оборудован ...
Психологические предпосылки формирования познавательного интереса
Интерес выступает перед нами как: избирательная направленность психических процессов человека на объекты и явления окружающего мира; тенденция, стремление, потребность личности заниматься именно данной областью явлений, данной деятельностью, которая приносит удовлетворение; мощный побудитель активн ...