19. Назови первый звук в слове.
Цель: развитие умения определять первый звук в слове.
Педагог показывает игрушку, например, Буратино и предлагает определить, с какого звука начинается его имя. После ответов педагог дает задание детям определить, с какого звука начинаются имена их соседей, название тех или иных животных, предметов. Обращает внимание на то, что звуки надо произносить четко (нельзя произносить слоги зе в слове Зоя, вэ – в слове Вадик ).
20. Назови последний звук в слове.
Цель: развитие умения дифференцировать твердые и мягкие звуки
Наглядный материал: картинки (автобус, гусь, птенец, плащ, дом, ключ, стол, дверь, самовар, кровать, бегемот и др.)
Логопед показывает картинку, просит назвать, что на ней изображено, а потом сказать, какой в слове последний звук. При этом обращается внимание на четкое произношение изолированных звуков, дифференцирование твердых и мягких согласных (в слове дверь последний звук рь, а не р). Когда все картинки будут рассмотрены, педагог предлагает отложить в одну сторону картинки, на которых названия предметов заканчиваются на твердый согласный, в другую – на мягкий. Детям, которые не четко произносят звуки, предлагается отчетливо произнести согласные звуки в конце слова.
21. Узнай звук
Цель: Узнавание заданного звука в словах.
Педагог называет слова или показывает картинки, а дети узнают слова со звуками р и рь, поднимают руки или хлопают, а затем хором проговаривают эти слова.
1. Шутки-чистоговорки:
Ря – ря – ря – синие моря; рю – рю – рю – репу я варю;арь- арь- арь- новый букварь; ри – ри – ри – горят фонари; ре – ре – ре – санки на горе; орь – орь – орь – у Андрюши корь; ра – ра – ра – высокая гора; ро – ро – ро – новое перо; ру – ру – ру – коза грызет кору; ры –ры – ры – летят комары; ор – ор – ор – у Ромы топор и т.д.
Скороговорки:
Шел Егор через двор, нес топор чинить забор. Проворонила ворона вороненка. Привез Пров Егору во двор дров гору. На горе, на горке горько ревет Егорка.
22. Путаница
Цель: развитие дифференциации слов различающихся одним звуком.
Ребенок внимательно слушает рифмовки и заменяет одно слово другим подходящим по смыслу.
Два танкиста едут в банке
Деньги сохранились в танке
Жаркий наступил пенек
Села Маша на денек
У Тани голубые лапки.
Когтистые у кошки тапки.
Заверну железный бинт
И куплю в аптеке винт.
От конфет остались бантики.
Завяжу на платье фантики.
Положу рядом с печкой колено
И помажу зеленкой полено.
Я посуду мою в койке.
Вечером читаю в мойке.
Идут солдаты в прочных масках.
А все на карнавале в касках
Попал в тарелку черный голос.
Но тут раздался громкий волос.
Съел я овощной халат.
А потом надел салат.
23. Найди лишнее.
Цель: развитие восприятия звучания слов.
Вслед за взрослым ребенок повторяет четыре имени, а затем находит то которое отличается по звучанию.
Витя – Митя – Катя – Полина
Полина – Алина –Ада – Галина
Вика – Диана – Татьяна – Ульяна
Нина – Тина – Любовь – Дина
Таня – Оля – Ваня – Маня
Коля – Оля – Дима – Толя
24. Подбери картинку
Цель: развитие дифференциации слов близких по звучанию.
Из предложенных картинок ребенок самостоятельно подбирает ряд названий максимально близких по звучанию.
Информация о ообразовании:
Преподавание русского языка и литературы в школе
Педагогическая практика согласно учебному плану проводилась в качестве преподавателя Русского языка и Литературы в 1 гимназии в течение 5 недель с 16 февраля 2009 г. по 20 марта 2006г. Анализ учебной работы За время педагогической практики мной было проанализировано 6 уроков педагогов-методистов и ...
Методы педагогического исследования
Важную роль в проведении педагогического исследования играет правильный выбор методов. Метод научно-педагогического исследования, по мнению С.С. Пальчевского, – это способ проникновения в сущность сложных психолого-педагогических процессов формирования личности с целью установления определенных объ ...
Роль звукового анализа слова в развитии фонематического слуха младших
школьников
На современном этапе развития общества среди детей, которые поступают в школу, нет таких, которые не знали бы о существовании букв, не видели бы их в книгах. Звуки же, в отличие от букв, могут до обучения отсутствовать в сознании ребенка, не существовать для него. Поэтому правильно поступают те учи ...