Методические рекомендации по развитию фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с аккустико- фонематической дислалией

Статьи по педагогике » Особенности логопедической работы по развитию фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с аккустико-фонематической дислалией » Методические рекомендации по развитию фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с аккустико- фонематической дислалией

Страница 6

В ходе анализа данных полученных в результате констатирующего эксперимента нами было выяснено, что у детей с аккустико-фонематической дислалией имеются нарушения фонематического восприятия следующего характера:

· Нарушение фонематического восприятия распространяется на все звуки которые подвергаются замене или смешению в речи конкретного ребенка.

· 37,5% детей имеют нарушения восприятия только тех звуков, которые заменяются или смешиваются у них в речи;

· 62,5% детей кроме того имеют место нарушения фонематического восприятия звуков которые правильно произносятся ими как в изолированном варианте, так и в речевом потоке, но различаются тонкими акустическими признаками.

· Нарушения фонематического восприятия наблюдаются при любом предъявлении речевого материала (в изолированном варианте, слоговых, цепочках, при предъявлении слов для дифференциации и самостоятельном отборе картинок на заданный звук);

· Наиболее часто наблюдается нарушение восприятия аффрикат ц -87,5% и ч – 50% что связано как с артикуляционными так и с аккустическими трудностями восприятия данных звуков. Как правило эти звуки воспринимаются детьми как один из звуков входящих в их состав (ц- как т или с, ч как ть)

· 75% детей имеют нарушение восприятия шипящих звуков ш и щ,

· 37,5% детей имеют нарушение восприятия р – л

· 75% детей испытывают затруднения при дифференциации звуков по звонкости – глухости.

· 100% детей не могут отличить правильное произношение от нарушенного в том случае если имитируется их собственный произносительный дефект ребенка;

· В 65% случаев дети могут отличить правильное произношение от нарушенного в том случае если имитируется дефект отсутствующий в их речи и на правильно воспринимаемых ими звуках.

· Недостаточное различение фонем на слух и в произношении, несформированность фонематических представлений снижает у детей готовность к звуковому анализу.

· 87,5% детей способны выделить звук из начала слова, 62,5% если звук находится в конце слова, 25% если звук находится в середине слова и 12,5% (один ребенок) не владеет элементарной формой звукового анализа.

· Дети с аккустико-фонематической дислалией нуждаются в целенаправленной коррекционно-развивающей работе по развитию фонематического восприятия. Эффективная коррекционная работа невозможна без тщательного выявления особенностей фонематического восприятия

Полученные в ходе констатирующего эксперимента данные доказывают, что выдвинутая нами гипотеза о том, что у детей с аккустико-фонематической дислалией будет наблюдаться недоразвитие процессов фонематического восприятия верна.

3. На основе литературных источников нами был подобран комплекс устных заданий и письменных упражнений направленный на развитие фонематического восприятия у данной категории детей.

Таблица 1

Характер нарушения произношения согласных звуков у детей старшего дошкольного возраста с аккустико-фонематической дислалей.

Имя.

Отсутствующий звук

Звук заменитель

Смешиваемые звуки

Вадим О.

з

ц

л

с

т

(J)

Ш, ж, щ

Катя А.

ц

ч

р

т

ть

л

Ш, с, щ

Никита О.

ц

ч

ж

б

в

т

ть

з

п

ф

Оля Ф.

з

ц

Р

г

с

с

л

к

Паша Ж.

ц

з

г

л

с

с

к

ль

Егор К.

ц

д

р

т

т

л

Марина В.

р

д

з

л

т

с

Матвей К.

ц

З

г

с

с

к

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Информация о ообразовании:

Сочинение как один из видов обучения письменной речи
Сочинение – один из видов обучения письменной речи, школьное упражнение в правильном изложении мыслей на заданную тему (толковый словарь русского языка Ушакова). Сочинение-повествование - это рассказ о событии, построенный по схеме: завязка-кульминация-развязка. Сочинения, как и другие виды работ р ...

Роль И.Г. Песталоцци в становлении рисования как общеобразовательного предмета. Ученики и последователи И. Г. Песталоцци
В XVIII — первой половине XIX века рисование начинает прочно завоевывать свое место в общеобразовательных школах. Начало этому положил швейцарский педагог Иоганн Генрих Песталоцци (1746-1827), которого не случайно учителя рисования назвали отцом школьной методики. Рисование в школе Песталоцци рассм ...

Пословицы и поговорки как средства народной педагогики
В любой пословице и поговорке всегда присутствует «педагогический момент» - назидательность: под пословицей и поговоркой понимают меткое образное изречение назидательного характера, типизирующее самые различные явления жизни и имеющее форму законченного предложения. Пословицы и поговорки удовлетвор ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.agepedagog.ru