Методические рекомендации по развитию фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с аккустико- фонематической дислалией

Статьи по педагогике » Особенности логопедической работы по развитию фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с аккустико-фонематической дислалией » Методические рекомендации по развитию фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с аккустико- фонематической дислалией

Страница 6

В ходе анализа данных полученных в результате констатирующего эксперимента нами было выяснено, что у детей с аккустико-фонематической дислалией имеются нарушения фонематического восприятия следующего характера:

· Нарушение фонематического восприятия распространяется на все звуки которые подвергаются замене или смешению в речи конкретного ребенка.

· 37,5% детей имеют нарушения восприятия только тех звуков, которые заменяются или смешиваются у них в речи;

· 62,5% детей кроме того имеют место нарушения фонематического восприятия звуков которые правильно произносятся ими как в изолированном варианте, так и в речевом потоке, но различаются тонкими акустическими признаками.

· Нарушения фонематического восприятия наблюдаются при любом предъявлении речевого материала (в изолированном варианте, слоговых, цепочках, при предъявлении слов для дифференциации и самостоятельном отборе картинок на заданный звук);

· Наиболее часто наблюдается нарушение восприятия аффрикат ц -87,5% и ч – 50% что связано как с артикуляционными так и с аккустическими трудностями восприятия данных звуков. Как правило эти звуки воспринимаются детьми как один из звуков входящих в их состав (ц- как т или с, ч как ть)

· 75% детей имеют нарушение восприятия шипящих звуков ш и щ,

· 37,5% детей имеют нарушение восприятия р – л

· 75% детей испытывают затруднения при дифференциации звуков по звонкости – глухости.

· 100% детей не могут отличить правильное произношение от нарушенного в том случае если имитируется их собственный произносительный дефект ребенка;

· В 65% случаев дети могут отличить правильное произношение от нарушенного в том случае если имитируется дефект отсутствующий в их речи и на правильно воспринимаемых ими звуках.

· Недостаточное различение фонем на слух и в произношении, несформированность фонематических представлений снижает у детей готовность к звуковому анализу.

· 87,5% детей способны выделить звук из начала слова, 62,5% если звук находится в конце слова, 25% если звук находится в середине слова и 12,5% (один ребенок) не владеет элементарной формой звукового анализа.

· Дети с аккустико-фонематической дислалией нуждаются в целенаправленной коррекционно-развивающей работе по развитию фонематического восприятия. Эффективная коррекционная работа невозможна без тщательного выявления особенностей фонематического восприятия

Полученные в ходе констатирующего эксперимента данные доказывают, что выдвинутая нами гипотеза о том, что у детей с аккустико-фонематической дислалией будет наблюдаться недоразвитие процессов фонематического восприятия верна.

3. На основе литературных источников нами был подобран комплекс устных заданий и письменных упражнений направленный на развитие фонематического восприятия у данной категории детей.

Таблица 1

Характер нарушения произношения согласных звуков у детей старшего дошкольного возраста с аккустико-фонематической дислалей.

Имя.

Отсутствующий звук

Звук заменитель

Смешиваемые звуки

Вадим О.

з

ц

л

с

т

(J)

Ш, ж, щ

Катя А.

ц

ч

р

т

ть

л

Ш, с, щ

Никита О.

ц

ч

ж

б

в

т

ть

з

п

ф

Оля Ф.

з

ц

Р

г

с

с

л

к

Паша Ж.

ц

з

г

л

с

с

к

ль

Егор К.

ц

д

р

т

т

л

Марина В.

р

д

з

л

т

с

Матвей К.

ц

З

г

с

с

к

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Информация о ообразовании:

Определение понятия одаренности и одаренного ребенка
"Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями в том или ином виде деятельности". Естественно, возникает вопрос, о каких достижениях идет речь. В специальной литературе чаще всего выделяют несколько категорий детей, которых обычно ...

Психологические особенности учебной деятельности
Опираясь на учение А.С.Выготского (4), отечественные психологи А.Н.Леонтьев (6), Д.Б.Давыдов (15), Л.В.Занков (12), Н.А.Менчинская (21), П.Я.Гальперин (6), разработали теоретические основы учебной деятельности, которые особенно благоприятно влияют на развитие интеллектуальной, волевой, эмоционально ...

Методы руководства хозяйственно – бытовым трудом в старшем дошкольном возрасте
Хозяйственно - бытовой труд в детском саду разнообразен по содержанию. Это труд в помещении детского сада и на участке. В работе с детьми шестого года жизни уделяет большое внимание дальнейшему расширению процессов хозяйственно – бытового труда: во время обеда дети раздают третье блюдо, после еды п ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.agepedagog.ru