4. Системный подход является интегративным по сравнению с перечисленными выше.
Несомненно, что образование и общество неотделимы и образуют единую систему, при этом любые сколько-нибудь глобальные проблемы, с которыми сталкивается общество, социум, цивилизация в целом, неизбежно сказываются и на состоянии сферы образования.
В рамках каждого подхода можно построить модель социума образовательного учреждения.
«Государство признает детство важным этапом жизни человека и исходит из принципов приоритетной подготовки детей к полноценной жизни в обществе, развития у них общественно-значимой и творческой активности, воспитания в них высоких нравственных качеств: патриотизма и гражданственности» - декларирует Федеральный Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ». Социальные и экономические проблемы в российском обществе на данном этапе развития существенно ослабили институт семьи, ее воздействие на воспитание детей. Поэтому огромная роль в осуществлении гарантий прав ребенка ложится на плечи педагогов образовательных учреждений, ведь большую половину своего времени дети проводят именно в школе.
Содействие ребенку в реализации и защите его прав и законных интересов, контроль за соблюдением законодательства РФ и субъектов РФ в области образования несовершеннолетних, формирование законопослушного поведения детей и подростков, оказание социально-психологической и педагогической помощи детям и семьям, нуждающимся в ней, выявление детей и семей, находящихся в социально-опасном положении, с целью профилактики раннего семейного неблагополучия – важнейшие задачи, стоящие перед педагогическим коллективом сегодня.
Формирование устойчивой социальной среды, предотвращение социальных конфликтов – одна из важнейших задач нашего образовательного учреждения
Но только один педагогический коллектив обособленно от других учреждений и организаций, занимающихся вопросами детства, не сможет решить наболевшие проблемы. Поэтому встает необходимость в формировании социальной среды образовательного учреждения, которая, в свою очередь, будет оказывать положительное воздействие на несовершеннолетних со всех сторон.
Выделяют организованные и неорганизованные среды. К первой относятся семьи учеников, трудовые коллективы взрослых, учреждения культуры и быта, учебные заведения и внешкольные учреждения, различные клубы, объединения по интересам, радио и телевизионную сеть. К неорганизованной относятся улица, предметная среда, природная среда.
В настоящее время в связи с нарастающим влиянием среды на становление личности необходимо рассматривать школу и социум на основе интеграции, взаимного дополнения.
Семьи учащихся, предприятия промышленности, строительства, все население прилегающего микрорайона, внешкольные воспитательное и культурные учреждения, ДОУ, предприятия службы быта и составляют социальную среду, взаимодействие которой способствует развитию социокультурного потенциала, взаимодействию школы и социальных институтов.
Образовательное учреждение, являясь педагогически гибкой системой, постоянно обменивается информацией, социокультурными нормами с окружающей средой. Однако, массовая школа создает недостаточно полноценную культурную среду для развития школьников, педагогов, родителей, поэтому необходимы специальные мероприятия в каждой школе и сфере образования для активизации социокультурного потенциала школы.
Традиционно выделяют два уровня социальной среды: Макросреду и микросреду. Макросреда – это общественные условия в самом широком смысле (экономические условия, общественные отношения, культура общества). Микросреда – это ближайшее окружение человека, с которым он непосредственно взаимодействует (семья, друзья, конкретные учреждения и предприятия, место проживания, учебы).
Информация о ообразовании:
Педагогические выводы
Планомерность обучения детей – один из важнейших принципов решения комплекса воспитательно-образовательной работы в детских дошкольных учреждениях. Только при правильном планировании процесса обучения можно успешно реализовать программу всестороннего развития личности ребенка. Важным принципом орга ...
Особенности развитии связной речи учащихся младших
классов с не резко выраженным общим недоразвитием речи
У детей с общим недоразвитием речи страдает речевая деятельность. Впервые это нарушение было установлено Р.Е. Левиной. Р.Е. Левина определила общее недоразвитие речи, как различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся ...
Социальный педагог во внешкольных учреждениях
Ведущим принципом организации работы внешкольных учреждений является добровольность объединения детей по интересам, что стимулирует их соответствующую деятельность, развивает их активность в овладении культурными ценностями общества и их приумножения. Идея комплексности и многопрофильности деятельн ...