Многообразие гипотез происхождения языка

Статьи по педагогике » Устная речь » Многообразие гипотез происхождения языка

Страница 2

Современный взгляд на проблему происхождения языка: язык как продукт общественного развития. Множественность факторов, определивших происхождение языка (биологические, психофизиологические и социальные).

Мысль о том, что язык не биологическое организм, а общественное явление, высказывалась ранее у представителей «социальных школ» как под флагом идеализма (Ф. де Соссюр, Ж. Вандриес, А. Мейне), так и под флагом материализма (Л. Нуаре, Н.Я. Марр). Общее у языка с другими общественными состоит в том, что язык – необходимое условие существования и развития человеческого общества и что, являясь элементом духовной культуры, язык, как и все другие общественные явления, немыслим в отрыве от материальности.

В середине 19в. возник взгляд на язык как живой организм, который развивается по тем же законам природы, что и другие живые организмы: он рождается, созревает, достигает расцвета, клонится к упадку и умирает. Фактически возникновение и развитие языка в натуралистической концепции связывалось с возникновением и развитием жизни. Решение этого вопроса в современной науке не имеет общепринятой трактовки и находится в области предположений и гипотез.

Конкретный язык не передаётся по наследству, и на генетическом уровне не предопределено, каким именно языком будет пользоваться человек. Ребёнок начинает говорить на том языке, какому его обучают. Вместе с тем именно биологический механизм, биологическая предрасположенность человека к формированию языка вообще реализуется в каждом конкретном случае в отдельном языке. Этот биологический фактор заложен в самой структуре генетического кода, независимой от её реализации в конкретном человеке. Сущность языка как биологического явления заключается, прежде всего, в том, что на биологическом уровне своим аналогом он имеет структуру генетического кода. Генетический код формирует анатомию и физиологию человека, приспосабливая отдельные органы – речевой аппарат, мозг, центральную нервную систему – под речевой механизм. Но этот механизм запускается и формируется у ребенка только в определённых условиях – при наличии языкового окружения, социума.

Вместе с тем ребёнок может расти и воспитываться в обществе, но если он родился глухонемым, то общество не в состоянии обучить его порождению и восприятию звучащей речи, т.к. у него отсутствует соответствующий физиологический механизм.

Сформировавшийся у взрослого человека язык имеет свой физиологический аналог в виде нейронных сетей мозга и физиологических структур, и реакций организма. Прежде чем звук воплотится в мысль, а мысль в звук, протекают определённые биофизические и биохимические реакции. При нарушениях деятельности физиологического механизма, у человека могут возникать различного рода речевые расстройства вплоть до потери речи вообще. По своему физиологическому и психологическому механизму возникновение речи является результатом прочной фиксации в мозгу условно рефлекторной связи или ассоциации между определённым звуком, который человек слышал и произносил, мускульным движением речевых органов, образом предмета, который вызывал данную звуковую реакцию, и, наконец, впечатлением от тех последствий, которыми сопровождался данный звук.

Социальное в языке проявляется не только в том, что он не передаётся по наследству, а усваивается ребёнком под влиянием окружающих – в зависимости от того, на каком языке они говорят, какому языку ребёнка учат.

Особенности индивидуального владения языком определяются как факторами биологическими, так и социальными. Биологический фактор оказывает влияние на темп речи, её тембр, на наличие или отсутствие дефектов речи. Этим же фактором определяется способность личности к изучению иностранных языков, степень владения устной и письменной речью. Данные способности могут быть развиты обучением и воспитанием, т.е. социальными действиями.

Страницы: 1 2 3


Информация о ообразовании:

Становление и развитие дошкольной педагогики
Первые воспитательные системы сложились еще во времена античности (VI–V вв. до н.э.). Известны римские, афинские, спартанские школы, различавшиеся между собой методами и содержанием обучения, а также его целями. Практически все философы античности основной задачей воспитания полагали развитие в фор ...

Уровни самоанализа урока
1. Эмоциональный – непроизвольный уровень, когда учитель чувствует удовлетворенность или неудовлетворенность своей педагогической деятельностью. 2. Оценочный, когда оценивается соответствие результата урока намеченному целям и плану. 3. Методический, когда анализируется урок с позиций существующих ...

Роль задачи в начальном курсе математики
Начальный курс математики раскрывается на системе целесообразно подобранных задач. Значительное место занимают в этой системе текстовые задачи. При рассмотрении смысла арифметических действий, связи существующей между действиями, и взаимосвязи между компонентами и результатами действий непременно и ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.agepedagog.ru