Возникновение физической культуры

Считается, что физическая культура зародилась еще в первобытно-общинном обществе. В этот исторический период сложилась, так называемая элементарная физическая культура коллективного характера, основное содержание которой составляли игры натуралистического, символического и состязательного направления.

Примерно до 10 лет мальчики и девочки в то время жили на половине своих матерей в одинаковых условиях, а затем распределялись по полу и возрасту, подвергаясь целой системе сложных и нередко кровавых обрядов – инициации. Инициация – это испытание на преодоление страха и боли, голода, жары и холода, это испытание в умении владеть копьем, луком, конем, в силе, ловкости и выносливости, а также в различных единоборствах. Кто выдерживал эти испытания, становился полноправным членом рода, племени и считался взрослым, а тот, кто не выдерживал, был окружен общим презрением и нередко навсегда оставался среди детей. Инициации сопровождались посвящением в таинства племени. Развитие сознания первобытных людей способствовало накоплению традиций, неразрывно связанных с проверкой двигательных качеств.

Игры и инициации символического характера возникли под влиянием новых форм ведения хозяйства (мотыжного земледелия, приручения животных) и новых производственных отношений. Подготовка к ним была значительно сложнее: учились попадать в мишень. Аборигены Австралии рисовали на песке кенгуру, жители Крайнего Севера – тюленя на льду, песца на дереве и другие мишени. Иногда животное заменяли чучелом, вместо дубин и камней использовали специальные снаряды. Орудия труда совершенствовались и требовали специальной тренировки в овладении новыми навыками.

В Азии, Африке и Латинской Америке сохранились до настоящего времени целые наскальные галереи, отражающие производственную деятельность и игры древних людей. Так, в 40 км от столицы штата Мадхья – Прадеш в Индии на площади более 10 кв. км, по мнению ученых, первые рисунки были сделаны около 10 тыс. лет назад. У изображений диких зверей, обитателей вод, сцен охоты, игр и танцев учили детей, лечили раны и болезни, используя лекарственные растения и средства физической культуры.

Особенно широко использовались средства физической культуры в период военной или племенной демократии, когда в тайных союзах (мужской замкнутой организации) двигательные действия стали отделяться от своей предметной, трудовой первоосновы. Постепенно посвящения в члены тайных союзов усложняются, упражнения регламентируются в религиозной обрядности. Затем бег, метания, прыжки, плавание, борьба, поднятие и переноска тяжестей, верховая езда и езда на колесницах использовались не только в посвящениях, но и на праздниках, в программу которых входили состязательные игры.


Информация о ообразовании:

Основные медико-биологические проблемы перехода к профильному обучению
Концепция модернизации российского образования определила основные направления развития современной школы, важнейшим из которых является профильное обучение на старшей ступени общего образования. Однако такому процессу обучения, как правило, сопутствуют возрастающий объем информации, усложнение уче ...

Особенности организации уроков по изучению лирики в 5 - 8 классах
Для эффективного изучения лирики в школе необходима определенная методическая система подготовки учащихся к восприятию, пониманию и интерпретации лирического произведения. С этой целью методика уроков по изучению лирики должна опираться на ряд условий, принципиально важных для реализации предлагаем ...

Понятие и сущность процесса воспитания
Понятие «воспитание» – одно из ведущих в педагогике. Тем не менее, до сих пор нет единого общепринятого его определения. В силу того, что существуют различные педагогические парадигмы, сложились и различные подходы к определению воспитания. Личность человека формируется и развивается под влиянием м ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.agepedagog.ru