Считается, что физическая культура зародилась еще в первобытно-общинном обществе. В этот исторический период сложилась, так называемая элементарная физическая культура коллективного характера, основное содержание которой составляли игры натуралистического, символического и состязательного направления.
Примерно до 10 лет мальчики и девочки в то время жили на половине своих матерей в одинаковых условиях, а затем распределялись по полу и возрасту, подвергаясь целой системе сложных и нередко кровавых обрядов – инициации. Инициация – это испытание на преодоление страха и боли, голода, жары и холода, это испытание в умении владеть копьем, луком, конем, в силе, ловкости и выносливости, а также в различных единоборствах. Кто выдерживал эти испытания, становился полноправным членом рода, племени и считался взрослым, а тот, кто не выдерживал, был окружен общим презрением и нередко навсегда оставался среди детей. Инициации сопровождались посвящением в таинства племени. Развитие сознания первобытных людей способствовало накоплению традиций, неразрывно связанных с проверкой двигательных качеств.
Игры и инициации символического характера возникли под влиянием новых форм ведения хозяйства (мотыжного земледелия, приручения животных) и новых производственных отношений. Подготовка к ним была значительно сложнее: учились попадать в мишень. Аборигены Австралии рисовали на песке кенгуру, жители Крайнего Севера – тюленя на льду, песца на дереве и другие мишени. Иногда животное заменяли чучелом, вместо дубин и камней использовали специальные снаряды. Орудия труда совершенствовались и требовали специальной тренировки в овладении новыми навыками.
В Азии, Африке и Латинской Америке сохранились до настоящего времени целые наскальные галереи, отражающие производственную деятельность и игры древних людей. Так, в 40 км от столицы штата Мадхья – Прадеш в Индии на площади более 10 кв. км, по мнению ученых, первые рисунки были сделаны около 10 тыс. лет назад. У изображений диких зверей, обитателей вод, сцен охоты, игр и танцев учили детей, лечили раны и болезни, используя лекарственные растения и средства физической культуры.
Особенно широко использовались средства физической культуры в период военной или племенной демократии, когда в тайных союзах (мужской замкнутой организации) двигательные действия стали отделяться от своей предметной, трудовой первоосновы. Постепенно посвящения в члены тайных союзов усложняются, упражнения регламентируются в религиозной обрядности. Затем бег, метания, прыжки, плавание, борьба, поднятие и переноска тяжестей, верховая езда и езда на колесницах использовались не только в посвящениях, но и на праздниках, в программу которых входили состязательные игры.
Информация о ообразовании:
Структура коллектива
В различных подсистемах отношений одни и те же члены коллектива могут занимать неодинаковое положение. Для более точной характеристики места каждого человека в структуре внутриколлективных отношений социальные психологи пользуются специальными понятиями: «позиция», «статус», «внутренняя установка» ...
Патриотическое воспитание школьников: цель, задачи, принципы
Современное понимание патриотизма характеризуется многовариантностью, разнообразием и неоднозначностью. Во многом оно объясняется сложной природой данного явления, многоаспектностью его содержания и многообразия форм проявления. Кроме того, проблема патриотизма рассматривается разными исследователя ...
Кризис аутентичности
Основной кризис аутентичности связан с окончанием биологического созревания, которое у человеческого индивида наступает в районе двадцати лет. Он жестко связан с прекращением индивидуального созревания и роста. Биологическое развитие окончено, наступает период зрелости, стабилизации, нормализации н ...