Основные компоненты логики подготовительного этапа

Статьи по педагогике » Подготовительный этап педагогического исследования » Основные компоненты логики подготовительного этапа

Страница 2

· Между ростом объёма учебного материала и ограниченными возможностями учащихся в его восприятии.

· Между решаемыми дидактическими задачами и реальными учебными возможностями учащихся.

· Между ограниченным арсеналом педагогических приёмов учителя и большим числом решаемых дидактических задач.

· Между коллективом учащихся и коллективом учителей.

Научная проблема не выдвигается произвольно, а является результатом глубокого изучения исследователем состояния практики и научной литературы, отражает противоречия процесса познания на определенном этапе развития. Источником проблемы являются затруднение, конфликты, «узкие места», возникающие в реальной практике. Поэтому появляется потребность в устранении их, зачастую отражены в практических задачах

Для перехода от практической задачи к научной проблеме необходимо:

· определить, каких научных знаний не хватает для решения имеющегося практического задания;

· определить, являются ли эти необходимые знания в науке.

Кроме того, исследователь обязан проявить исходные положения определенной научной проблемы (теоретические и практические предпосылки), доказать, что у него есть «поле» самостоятельного поиска, наука накопила необходимые научные знания и средства, чтобы этот поиск дал положительные результаты.

При выборе и обоснование проблемы исследования необходимо учитывать следующие моменты:

· противоречивость проблемы, поскольку в процессе изучения любого феномена, получил отражение в теории научного знания, всегда есть элементы старого и нового, поэтому нужно четко определить, что именно с уже исследованного имеет ценность для нового, подлежащей обновлению, изменению, опровержению, отрицанию;

· истинность проблемы, так как необходимо обосновать, действительно вопросы, подлежащие изучению, являются неизвестными для науки, соответствует ли истине основное трактовка определенной проблемы, действительно ли эта проблема ценна для педагогической теории и практики;

· место исследуемой проблемы в науке, поскольку нельзя допускать преувеличения роли того или иного вопроса в существующей теории научного знания;

· сопоставление исторического и логического, так как необходимо обосновать, что определенная проблема – результат закономерного развития педагогической науки, ответ на актуальные заказ практики воспитания и обучения. Таким образом, исследователь должен опираться на то, что уже известно в науке;

· выделение главного направления исследования, поскольку в любом исследовании должно быть ведущая идея, являющиеся стержнем авторской концепции; поэтому актуальность проблемы, прежде всего, следует обосновывать именно с позиций ведущей идеи исследования.

Обоснование проблемы исследования не является самоцелью. Это нужно, прежде всего, самому исследователю, так как способствует сознательному и всестороннему рассмотрению и осмыслению им всех сторон изучаемого явления, побуждает взвесить научную и практическую значимость проблемы исследования, убедиться в ней, почувствовать ответственность за качество выполнения самой экспериментально-исследовательской работы и ее заключительных результатов.

Противоречия, содержащиеся в проблеме, должны прямо или косвенно получить свое отражение в формулировке темы исследования. Тема исследования, в свою очередь, должна однократно фиксировать как определенный этап уточнения, так и локализацию (ограничение рамок) проблемы. Ее нужно сформировать так, чтобы в ней указывалось движение от достигнутого, традиционного к новому. При выборе темы исследования целесообразно использовать алгоритм мыслительной деятельности как ответы на такие вопросы:

· к какой из отраслей педагогической науки самый познавательный интерес (история педагогики, дидактика, теория и методика профессионального образования, педагогический менеджмент, теория и методика воспитательной работы и т.п.).

· какой аспект педагогической действительности можно лучше исследовать (педагогический труд учителей, учебно-познавательную деятельность учащихся, воспитательную работу школы и т.д.);

· что больше всего интересует в педагогическом процессе (структура и сущность его компонентов или связи между ними);

· что можно лучше понять и исследовать (деятельность и поведение педагогических работников или воспитанников);

· какой возраст респондентов подлежит исследованию;

· какая воспитательная или дидактическая проблема для этого возраста, исследуемая в дальнейшем, представляется наиболее важной с позиции личного педагогического опыта;

· какие задачи можно реально решить.

Наиболее убедительным основанием, определяющим тему исследования, является социальный заказ, отражающий самые острые, общественно значимые проблемы, требующие безотлагательного решения. Социальный заказ требует обоснования конкретной темы. Обычно это анализ степени разработанности вопроса в науке. Если социальный заказ вытекает из анализа педагогической практики, то сама научная проблема находится в другой плоскости. Она выражает основное противоречие, которое должно быть разрешено средствами науки.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Информация о ообразовании:

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.agepedagog.ru