Цель, по словам В.В. Краевского, – это одна из «главных характеристик деятельности, одна из составляющих триады: цель, средство, результат». Поэтому невозможно ни ставить цель, ни анализировать её в отрыве от общего движения познающей мысли, от исследовательской деятельности и, главное, ее логики. Формулируя задачи, ученый тем самым обозначает логику своего исследования, ставит как бы ряд промежуточных целей, выполнение которых необходимо для реализации общей цели.
Точно и понятно сформулированная тема исследования облегчает определение цели работы. Ставя перед собой цель, исследователь решает, какой результат он намерен получить, каким этот результат будет? Цель – это и конечный результат, и одновременно основное направление научного поиска, это обоснованное представление об общих конечных или промежуточных результатах научного поиска. По существу, в цели формулируется общий замысел исследования. Поэтому она должна быть сформулирована кратко, лаконично и предельно точно в смысловом отношении. Как правило, определение цели позволяет исследователю окончательно определиться с названием своей научной работы, ее темой.
Важным и необходимым этапом исследования является конкретизация общей цели в системе исследовательских задач.
Задачи исследования – это те действия, которые необходимо выполнить для достижения поставленной в работе цели, решения проблемы или для проверки сформулированной гипотезы исследования.
Среди значительного количества задач В.И. Загвязинский, Р. Атаханов предлагают различать три группы задач педагогического исследования:
– историко-диагностическую, связанную с изучением истории и современного состояния проблемы, определением или уточнением понятий, общенаучных и психолого-педагогических оснований исследования;
– теоретико-моделирующую, которая раскрывает структуру, сущность изучаемого, факторы и способы его преобразования;
– практически-преобразовательную, направленную на разработку и использование методов, приемов, средств рациональной организации педагогического процесса, его предполагаемого преобразования и на разработку практических рекомендаций.
Последовательность решения задач исследования определяет его структуру, т.е. каждая задача должна найти свое решение в одном из параграфов работы.
Задачи исследования также могут включать в себя следующие элементы:
· решение определённых теоретических вопросов (например, выявление сущности исследуемого дидактического понятия, явления, разработка критериев эффективности и т.п.);
· экспериментальное изучение практики решения данной проблемы, выявление её типичного состояния, типичных недостатков и затруднений, типичных черт передового педагогического опыта;
· обоснование необходимой системы мер для решения поставленной дидактической задачи (это практически совпадает с конкретизацией гипотезы исследования);
· экспериментальная проверка предложенной системы мер с точки зрения соответствия её критериям оптимальности, то есть достижения максимально возможных в соответствующих условиях результатов в решении этой задачи при определённых затратах времени и усилий учителей и учащихся;
· разработка методических рекомендаций для использования результатов исследования на практике.
Если исследуется теория эффективности обучения, то возможны такие задачи исследования:
· разработать методологические основы эффективности учебного процесса;
· обосновать систему критериев эффективности, которые можно применять при структурировании учебного материала и учебного процесса;
· разработать основные признаки реализации каждого из критериев эффективности;
· обосновать процедуру выбора варианта процесса обучения;
· изучить систему условий, в которых возможна реализация обоснованной процедуры выбора варианта процесса обучения.
В исследованиях, основной задачей которых является только анализ реальной практики обучения в школе, обычно ставят следующие задачи:
· проанализировать состояние практики решения данной задачи в педагогической литературе;
· выявить типичные недостатки в деятельности учителей и учащихся, а также их причины внутреннего и внешнего характера;
· изучить типичные затруднения в деятельности учителей и учащихся и их причины;
· изучить типичные черты передового опыта решения этой задачи;
· разработать рекомендации для усовершенствования практики решения данной задачи в соответствии с достижениями современной педагогической науки.
Определив объект и предмет исследования, его цель и задачи, необходимо сформулировать идею, замысел, гипотезу.
Идея – это мысль о преобразовании. Рождение идеи – индивидуальный процесс, в основе которого лежат опыт, логическая проработка, интуиция, мысленные «пробы» и эксперименты. Прежде всего, следует обратиться к исходному факту, фиксирующему существующую, но не удовлетворяющую нас ситуацию.
Информация о ообразовании:
Развитие речи детей в онтогенезе
Развитие речи у ребёнка происходит в несколько этапов. Чаще всего выделяют четыре периода развития речи. I период. Он является периодом подготовления словесной речи. Этот период длиться до конца первого года жизни ребёнка, а возникает с первых дней появления ребёнка на свет. Голосовые реакции наблю ...
Система коррекционной работы с учащимися, имеющими недостатки речи
Целенаправленное формирование связной устной и письменной речи имеет важнейшее значение в общей системе логопедической работы с детьми младшего школьного возраста с нерезко выраженным общим недоразвитием речи. Общие принципы обучения — построение занятий в соответствии с возрастными особенностями д ...
Фонематический слух и его роль в обучении младших школьников русскому языку
Перейдем к вопросу о практической значимости фонетических знаний. Прежде всего, подчеркнем, что фонетические знания и умения являются предпосылкой формирования всех 4 видов речевой деятельности: понимания, говорения, чтения и письма. Действительно, чтобы адекватно воспринимать слышимую речь, нужно ...