Развитие физической культуры

Страница 3

Знаменитый атлет из Родоса Леонидас одержал 12 побед (154 – 152 гг. до н.э.) в стадиодроме, диаулосе (бег на 2 стадии) и в беге в экипировке. Игры посещали историк Геродот, писатель Лукиан, философ Сократ и оратор Демосфен, математик Пифагор. С 84-й Олимпиады (444 г. до н.э.) конкурс искусств стал частью программы олимпийских состязаний.

Важно отметить, что в греческой культуре достаточно рано был разорван интуитивный синтез с биологическим миром. Греки осознавали особое срединное положение человека в мире, который стали описывать исходя из самих себя, то есть прежде всего из своей телесности.

Греческая мифология быстрее, нежели мифология других народов, прошла стадию зооморфизма. В законченном виде она придала своим образам выразительный человеческий облик и отношения между богами уподобила человеческим. В греческой мифологии ярко выражен антропоморфизм. На определенном этапе своего развития народ создал мир олимпийских богов по своему образу и подобию. Это была вера в возвышенных и счастливых богов-сверхлюдей.

В олимпийской мифологии, проникнутой художественно-эстетическим восприятием мира и богов, человек стал мерой всех вещей, он был абсолютизирован. Древние греки не отождествляли, но и не противопоставляли резко бога и человека. Олимпийская человечная религия полностью завладела греческим искусством. Она пропитала всю культуру греков, и, наоборот, их эстетика пропитала собой всю олимпийскую религию.

Долгое время скульпторы ваяли или одних только богов в виде физически совершенных мужчин и женщин, или изображали богоподобных победителей олимпийских состязаний.

Центром в конструировании форм прекрасного становится телесная организация человека. Духовная ориентация общества связана с ценностно-смысловой трактовкой человеческой телесности. Так, в Элладе формируется тип гармоничной телесно-духовной личности, стремящейся к самопознанию и совершенствованию. Классическая античность видит назначение жизни в осуществлении идеала «прекрасного и доброго».

Идеал этот заключается в гармоничности духовного и физического развития. Пропорциональное тело считалось красивым, а красота для греков одновременно означала и доброту. Подобное же смешение эстетики и этики в образе мышления того времени проявлялось в эстетико-этическом идеале калокагатии. Примером может служить известный в истории эпизод, когда знаменитая греческая гетера Фрина была осуждена за преступление на смертную казнь. Вместо оправданий она обнажилась перед судьями, и те единодушно решили, что столь прекрасный телесно человек не может обладать душевными пороками.

Время шло, один культурно-исторический период сменился другим. По ряду причин, являвшимися исторической закономерностью рабовладельческий строй сменился феодальным. И изменения эти сопровождались серьезными потрясениями в общественной жизни.

Каждая эпоха, каждое общество кристаллизует свою сущность в идеологии и мировоззрении. Они выражают себя в религии, философии, науке, искусстве, а также в представлениях о телесной красоте.

С усилением христианства физическая культура стала отвергаться и не была включена ни в одну из церемоний христианских празднеств.

Согласно христианской идеологии жизнь человека в реальном мире представляла собой лишь подготовительную фазу к жизни истинной, начинающейся после смерти и длящейся вечно. В аскетическом мировоззрении, не связанном с какой-либо определенной территорией, охватывающей всю домену католической церкви, тело играло роль лишь мимолетной и преходящей оболочки. Бренному телу, одержимому страстями, противостоит бессмертная душа. Так как средневековое мировоззрение провозгласило сверхземную душу высшим понятием и единственной целью жизни, то телесная оболочка должна была превратиться в достойный презрения придаток. Тело в глазах средневекового человека – лишь пища для червей. Если в античности человек гордился и совершенствовал свое тело, так как гармонично развитая личность являлась идеалом того времени, то в средние века тело допускалось лишь в той степени, в какой оно менее всего могло мешать осуществлению сверхземного содержания. Тема греховности красной нитью проходит через всю христианскую культуру, которую западноевропейские социальные антропологи назвали «культурой вины».

Но культура Средневековья сложна тем, что часто совмещает в себе вещи несовместимые. Сама человеческая плоть толковалась двояко: «как темница души» (эта трактовка приводилась выше) и «как сосуд духа».

Так как всякое подражание языческим идеалам и традициям, в том числе и спортивным, было запрещено церковью, а любые физические упражнения исключены из церковных обрядов, состязательность в спортивном значении была лишена основы для легального развития. Таким образом, принцип состязательности приобрел другую направленность и стал развиваться вне религиозных церемониалов, наперекор христианской идеологии. Этот антагонизм проявился в противопоставлении двух идеалов того времени: идеала святости и идеала доблести. Церковному идеалу был противопоставлен идеал светский – бесстрашный герой-рыцарь древних народных сказок и саг, отличавшийся прежде всего могучей силой и ловкостью в обращении с оружием. Свои исключительные способности он проявлял на охоте и в сражениях, в метании копья, состязаниях в беге, искусной верховой езде и т.п.

Страницы: 1 2 3 4


Информация о ообразовании:

Методы руководства хозяйственно – бытовым трудом в старшем дошкольном возрасте
Хозяйственно - бытовой труд в детском саду разнообразен по содержанию. Это труд в помещении детского сада и на участке. В работе с детьми шестого года жизни уделяет большое внимание дальнейшему расширению процессов хозяйственно – бытового труда: во время обеда дети раздают третье блюдо, после еды п ...

Опытно–поисковая работа по организации самостоятельной работы учащихся на уроках технологии: анализ и обобщение результатов
В практическом анализе исследования процесса организации самостоятельной работы младших подростков на уроках технологии была проведена опытно – поисковая работа по организации самостоятельной работы учащихся на уроках технологии на базе МОУ СОШ № 156, города Екатеринбурга, Свердловской области, пре ...

Проблема информационной безопасности личности, общества и государства. Информационные угрозы
Как уже отмечалось, информационное общество отнюдь не есть общество всеобщего благоденствия. Те же факторы, которые порождают его позитивные черты, порождают и новые, специфические опасности. Все опасности можно разделить на две группы: глобальные опасности и локальные. Рассмотрим некоторые из них. ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.agepedagog.ru