Развитие физической культуры

Страница 2

Высшими учебно-просветительными учреждениями для знатных афинян, продолжавших после палестры заниматься подготовкой и участием в соревнованиях (агонистикой), гимнастикой, философией, политикой, литературой, были гимнасии.

Важнейшей чертой, определившей дальнейшее развитие физической культуры в Древней Греции было появление такого принципа, как состязательность.

Состязательность в любых видах человеческой деятельности считают наследием древнегреческой цивилизации, а «Агон» (слово, которое обозначает и место состязаний и сами состязания) – становится символом продуктивной и цивилизованной конкуренции. Агон стал важнейшей двигательной силой в развитии греческой цивилизации, которая является прародительницей современной западноевропейской культуры. Поэтому целесообразно проследить становление и развитие принципа состязательности, начиная с античности.

Истоки возникновения состязательности необходимо искать в ментальности древних греков, которая сформировалась под влиянием различных причин. Среди них выделяются следующие:

– природно-географические условия;

– особенности мироощущения древних греков;

– значение принципа телесности;

– телесно-духовные идеалы древних греков;

– черты, типичные для греческого этноса в целом.

Особое влияние на формирование мировоззренческих позиций древних греков оказал географический фактор. Географическое положение полуострова и островов, имеющих изрезанную береговую линию с удобными пристанями, окруженную спокойным морем, облегчало путешествия, торговлю, использование богатств других стран. Теплый и здоровый климат, плодородная почва благоприятствовали тому, что энергия населения не растрачивается целиком в борьбе за существование, для удовлетворения элементарных жизненных потребностей, а расходовалась также на науку, поэзию и искусство. Вместе с тем урожаи и естественные богатства земли благодаря тому, что они были достаточны, но не более, не позволяли грекам вкусить благосостояние в полной мере и не ослабляли их энергии. Успешному развитию страны содействовал также и общественный и политический строй, в частности деление на небольшие города-государства (полисы), которые создали многочисленные соревнующиеся между собой центры жизни, труда и культуры.

Конные агоны стали проводиться в ознаменование объединения Аттики в единое государство в честь легендарного афинского героя Тезея, а затем являлись составной частью программ Малых и Великих Панафинейских игр. В честь Марафонской битвы (490 г. до н.э.) представители трех знатных родов Аттики зажигали у статуи Эрота «священный» огонь для участников бега, которые проносили огненную эстафету между Акрополем и ареопагом Афин.

Всего в Греции было около 40 рабовладельческих полисов – государств. В греческой метрополии и ее колониях физическое воспитание проводилось по примеру афинской или спартанской систем. Рабовладельцы-греки стремились организовывать общегреческие состязательные игры, активно участвовали в их подготовке, гордились успехами своих атлетов.

Общегреческие состязательные игры, как отмечается в поэмах Гомера, проводились в честь подвигов мифических героев, героической гибели греков, установления перемирия и других событий в рабовладельческом обществе. У древнегреческих святынь в Дельфах, Истме, Немейе и Олимпии состязательные игры проводились как культовые праздники.

Олимпия была центром изобразительного искусства, культовых обрядов и состязаний. Олимпия не была обычным полисом, а святым местом для всех греков, там было много храмов, статуй, домов жрецов. У 12-метровой статуи Зевса Олимпийского, сделанной из слоновой кости и золота, участники соревнований и судьи произносили клятву о том, что будут справедливо соблюдать правила спортивной борьбы. В статуе Зевса Олимпийского скульптор Фидий отразил величие и глубокую человечность состязавшихся атлетов. На Олимпийские торжества собиралось около 50 тыс. зрителей. Первыми в истории считаются игры 776 г. до н.э., но состязания в Олимпии проводились задолго до того, как стали общегреческим праздником.

Олимпийские игры повторялись через каждые 1417 дней и считались праздником мира, в котором участвовали свободнорожденные, прошедшие специальную подготовку и сдавшие экзамен руководителям Игр, элланодикам. Рабы и люди негреческого происхождения, «варвары», а также женщины на Игры не допускались.

Самые распространенные состязания были в беге на дистанции, равной длине стадиона (стадиодрома). Имя победителя на один стадий присваивалось последующему четырехлетию. После 18-й Олимпиады (708 г. до н.э.) в программу состязательных игр общегреческих праздников стали включать борьбу, пентатлон, панкратион и конные агоны.

Страницы: 1 2 3 4


Информация о ообразовании:

Пути воспитания внимания
Видное место в воспитании непроизвольного внимания занимает формирование у детей умения видеть и слышать, подмечать окружающее, наблюдать факты и явления, причем делать это без особых усилий, в силу постоянного стремления как можно полнее и лучше ознакомиться с действительностью. Для этого следует ...

Педагогические выводы
Планомерность обучения детей – один из важнейших принципов решения комплекса воспитательно-образовательной работы в детских дошкольных учреждениях. Только при правильном планировании процесса обучения можно успешно реализовать программу всестороннего развития личности ребенка. Важным принципом орга ...

«Республика ШКИД» - В.Н. Сорока-Росинский
Имя Виктора Николаевича Сорока-Росинского можно поставить рядом с такими именами как А.С. Макаренко и С.Т. Шацким. В советское время, в 1920-1925гг., он возглавляет школу для трудновоспитуемых им. Ф.М. Достоевского в Петрограде, описание которой вошло в литературу как «Республика ШКИД». «Республика ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.agepedagog.ru