Гипотеза исследования

Страница 1

«Ядром» социально-нравственного развития, его основным содержанием является:

умение хорошо ориентироваться в правилах культуры поведения,

в овладении навыками всевозможных способов построения, поддержания и развития взаимоотношений, основанных на принятии активной позиции партнера, чуткости к эмоциональному состоянию партнера по общению (умение сопереживать в неудачи, радоваться за успех другого),

умение согласовывать свои желания с мнением других участников взаимодействия,

умение аргументировано и спокойно доказать свою точку зрения,

умение справедливо и адекватно оценивать себя и других партнеров по деятельности,

умение регулировать своё поведение в соответствии с нормами поведения.

Каждый период жизни и развития ребенка характеризуется определенным ведущим видом деятельности. В психологии под ведущей деятельностью понимается та, в процессе которой происходят качественные изменения в психике детей, формируются и развиваются основные психические процессы и свойства личности, появляются психические новообразования, характерные именно для данного конкретного возраста.

Так, в дошкольном возрасте ведущей деятельностью является (от 3-6,7 лет) игровая.

Сущность игры как ведущего вида деятельности заключается в том, что дети отражают в ней различные стороны жизни, особенности взаимоотношений взрослых, уточняют свои знания об окружающей действительности. Игра - есть, своего рода, средством познания ребенком действительности. В сюжетно-ролевой игре ребенок учиться подчинять свое поведение правилам игры, познает правила общения с людьми, развивает свои умственные способности и познавательные интересы, которые особенно важны для успешного обучения в школе. Игра для ребенка – это серьезное занятие.

Специфика сюжетно-ролевой игры такова, что позволяет использовать её как одно из эффективных средств социально-нравственного развития детей старшего дошкольного возраста.

Таким образом, цель исследования: установить на практике работы с детьми степень влияния сюжетно-ролевых игр на развитие их коммуникативных способностей детей, которые предполагают навыки построение адекватных взаимоотношений, умение взаимодействовать с окружающей действительностью, следовать социальным нормам и правилам поведения.

Задачи исследования:

Определение качественных и количественных показателей сформированности игрового взаимодействия дошкольников (старшей, подготовительной группы)

Осуществление работы по развитию формированию взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста посредством использования сюжетно-ролевых игр.

Выявления степени эффективности применения ролевых игр как средства социально-нравственного развития

Предмет исследования: влияние сюжетно-ролевых игр на социально-нравственное развитие дошкольников.

Субъект исследования: дети старшего дошкольного возраста:

2002-03 уч.год – старшая группа – 18 человек

2003-04 уч.год – подготовительная группа – 1 человек

Гипотеза: предполагаю, что в ходе систематической, целенаправленной и планомерной работы произойдут качественные и количественные изменения показателей уровня игровой деятельности (сформированность навыков игрового взаимодействия и усвоения социальных норм и правил) у выделенной группы дошкольников посредством использования системы работы, качественной реализации принципов развития сюжетных игр у старших дошкольников как одного из средств социально-нравственного воспитания детей.

Методы:

диагностика игровой деятельности (уровневая дифференциация): констатация факта, контрольный срез.

анализ полученных результатов

осуществление работы по развитию формированию взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста посредством использования сюжетно-ролевых игр

выводы по цели исследования

2. Практическая часть

Пояснительная записка

В экспериментальном исследовании принимали участие дети старшего дошкольного возраста.

Данное исследование я начала проводить в 2002-03 уч. году, когда начала работала с детьми старшей группы. В течение первого года работы с это группой детей я осуществляла подборку сюжетно-ролевых игр, которые, на мой взгляд, подходили к работе с этим контингентом детей (исходя из их индивидуально-психологических особенностей) и реализовывали в полной мере требования программы «Развитие».

На протяжении ряда лет я осуществляла систематизацию, разрабатывала перспективное планирование по использованию ролевых игр для развития коммуникативных способностей, дружеских взаимоотношений детей.

Но прежде, чем работать над развитием и формированием взаимоотношений детей в игре, необходимо выявить было уровень игровой деятельности, (который является синтезом двух составляющих: 1) уровень игрового взаимодействия и 2) показатель усвоения социальных норм и правил) каждого ребенка, чтобы увидеть их «слабые» места, которые необходимо развивать и «сильные», на которые можно опереться в работе, и тоже их развивать.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Информация о ообразовании:

Проект программы сохранения и укрепления здоровья детей старшего дошкольного возраста в ДОУ «Золотой ключик» г. Москва
1. Общие положения Кризисные явления в современном обществе способствовали изменению мотивации образовательной деятельности у взрослых, что отразилось на состоянии детей старшего дошкольного возраста, снизило их творческую активность, замедлило их физическое и психическое развитие, вызвало отклонен ...

Особенности преподавания дисциплины "Безопасность жизнедеятельности" в заочном ВУЗе
События, происходящие в нашей стране в последнее время, вызвали глубокие изменения во всех сферах общественной жизни. Увеличение частоты стихийных бедствий, числа промышленных аварий и катастроф, опасных ситуаций социального характера, низкий уровень профессиональной подготовки специалистов, отсутс ...

Условия планирования обучающих программ по НХТ
О необходимости воспитания самостоятельной, инициативной и творчески активной личности в настоящее время говорят и пишут много. Бесспорно, проблема самоопределения растущей личности является сегодня одной из самых востребованных в педагогической науке и практике. Психолого-педагогический смысл фено ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.agepedagog.ru