Советские педагоги З.В. Лиштван, В.Г. Нечаева, раскрыли особенности и значение строительных игр - "строительно-конструктивные игры требуют от ребенка умений воссоздать образ предмета в его пространственном выражении".
Строительно-конструктивная игра, являясь деятельностью продуктивной, позволяет формировать у детей умение сравнивать, сопоставлять данную постройку с реальными вещами и предметами и с тем образом, на основе которого данная постройка возводилась, следовательно, на данном этапе игра способствует развитию наблюдательности у детей. Таким образом, в строительно-конструктивной игре происходит всестороннее, многогранное развитие умственной деятельности.
В разных группах детского сада взаимосвязь игры и труда имеет различный характер.
В младшем дошкольном возрасте многие элементарные трудовые навыки, особенно в области самообслуживания, культурного общения, обращения с вещами, усваиваются в значительной мере в играх с куклами.
В среднем дошкольном возрасте еще не столь отчетливо проявляется линия самостоятельной трудовой деятельности детей, хотя в отдельных случаях содержание игры приводит детей к труду. Особенно часто это можно наблюдать в играх бытового характера (готовясь к празднику, стирают, гладят кукольный наряд).
Для детей старшего возраста труд становится самостоятельной деятельностью. В процессе развития активной трудовой деятельности в игре детей старшей группы воспитатель опирается на присущую детям этого возраста активность и самостоятельность, на их стремление смастерить что-то своими руками, на способность более длительно, чем в предыдущей группе, удерживать линию игрового замысла. Связь игровой и трудовой деятельности сохраняется у них при господствующем положении игры, которая пронизывает весь трудовой процесс.
В строительных играх дети часто подражают строительной деятельности взрослых. Дети играют в "строителей", появляется необходимость в строительном материале. Игровой процесс сливается с трудовым, а строительная игра с сюжетно-ролевой. В старшем дошкольном возрасте такие игры могут длиться несколько дней. Содержанием игры в этом случае является сама строительная деятельность. Чувства, которые испытывают дети в таких играх, стремление к результату, забота о качестве постройки, её прочности сближают строительную игру с трудом.
В строительных играх детей старшего дошкольного возраста на ряду с теми строительными материалами, которые дети используют условно, (как будто ворота), могут быть использованы и такие материалы, из которых дети сами создают настоящие предметы. Одним из таких строительных материалов является дерево. Осваивая некоторые навыки работы с деревом, дети знакомятся со свойствами материала, узнают, как его можно обрабатывать, рассматривают предметы, сделанные из дерева и выражают желание сделать такие же. На занятиях детям предлагают готовые части для конструирования - санки, стол, скамейку. По мере того как дети овладевают строительными навыками, материал может быть усложнен и детям можно предлагать не готовые части конструкции а разнообразные обрезки дерева - дощечки, брусочки и т.д. Очень важно, что бы этот материал хорошо обрабатывался. Изготовление игрушки из дерева дает возможность педагогу развивать трудовую направленность детей, а украшение готовой игрушки дает основание задействовать некоторые виды ручного труда, обслуживающего игру.
В развитии строительно-конструктивной игры в старшем дошкольном возрасте так же широко используется и природный материал: снег, вода, песок, шишки, ветки и т.д.
В первые зимние дни следует подгребать снег на те места, где предполагаются постройки. Участвуя в сооружении построек, дети разгребают снег лопатами, утрамбовывают его, катают снежные шары и складывают их друг с другом, строят фигуры из снега, крепости и т.д. Затем, дети украшают постройки и фигуры самоделками из бумаги и картона (шапка снеговика). В летних условиях необходимо в процессе игры использовать песок и воду. Влажный песок является прекрасным строительным материалом. Дети с удовольствием сооружают дворцы, арки, ворота, и мосты, а затем украшают их сделанными заранее ветряками. В таких играх прослеживается взаимосвязь ручного труда с физическим. Совместный труд увлекает детей, позволяет почувствовать свои возможности, испытать радость от достигнутых результатов, а совместная деятельность объединяет общими эмоциональными переживаниями, способствуя тем самым становлению детского общества.
Информация о ообразовании:
Работа над лексико-грамматическим материалом
В восьмом классе в текстах для чтения впервые начинает появляться новый лексический материал, возникает и необходимость в умении использовать анализ для понимания отдельных слов без помощи словаря. Но пока это еще единичные случаи. Тем не менее, чтобы учащиеся могли справиться с ними, им приходится ...
В.А. Сухомлинский о педагогическом такте как личностной педагогической
поддержке
Василий Александрович Сухомлинский – российский, советский педагог-новатор, родился 28 сентября 1918, с. Васильевка Александрийского уезда Херсонской губернии, Российская империя – умер 2 сентября 1970, пос. Павлыш Онуфриевского района Кировоградской области, Украинская ССР. Член-корреспондент Акад ...
Анализ социальной работы в МУ КЦСОН «Надежда» за 2011-2012 уч. год
При анализе деятельности МУ КЦСОН было выявлено, что работа по профилактике безнадзорности ведется согласно плану. Администрацией школы, педагогическим коллективом ежегодно проводятся педсоветы, совещания при директоре, затрагивающие проблемы воспитания. На административных планерках заслушиваются ...