Подготовка и проведение экскурсий по математике

Статьи по педагогике » Экскурсии в начальном курсе математики » Подготовка и проведение экскурсий по математике

Страница 2

Выход, как считает К. Ефремов, прост: « .давать ребенку движение, свет и близость к природе, а также смягчать эмоциональное и информационное давление на психику». «Уменьшить давление цивилизованного и школьного стресса. И отпадет необходимость в «лекарстве от стресса». Мы солидарны с этой позицией. На наш взгляд, давать ребенку движение, свет и близость к природе, а также смягчать эмоциональное и информационное давление на психику способны не только уроки-экскурсии по природоведению, краеведению и не только внеклассные экскурсии, но именно уроки-экскурсии по математике. Четвертый год начальной школы позволяет, не увеличивая программный материал, применять современные методики, новые эффективные и здоровьесберегающие формы проведения уроков, например образовательные экскурсии. Данная форма проведения уроков особенно важна для детей Сибири, Севера, где солнечных дней в году намного меньше, чем в других регионах. Современные школьники благодаря «стараниям» взрослых (педагогов и родителей) все чаще, возвращаясь с уроков, из групп продлённого дня, кружков, секций, музыкальных школ, уже не застают естественное солнечное освещение, не получают свои законные 20 солнечных минут в день, необходимых для выработки «нормы витамина Д».

В 2003/2004 учебном году в ряде школ Новосибирска и Новосибирской области (г. Бердск, г. Искитим) учителями из творческой группы (Неустроева Е.А., Ванькова С.Ю., Алексеева Г.Н., Винникова Л.В., Бердюгина Л.А., Селиверстова Е.В. и др.) апробировалась разработанная автором данной статьи система математического образования младших школьников на уроках в форме экскурсий. Одним из результатов проведения экспериментальной работы стало повышение уровня здоровья школьников. Так, в первом экспериментальном классе, где уроки-экскурсии по математике проводились регулярно в течение целого учебного года, за весь год не было зарегистрировано ни одного пропуска уроков учениками по болезни (школа № 2 города Бердск Новосибирской области, учитель Неустроева Е.А.). В другом классе, где уроки-экскурсии по математике начали проводиться со второго полугодия учебного года, также произошли заметные изменения. В первом полугодии пропустили уроки по болезни 36 % учеников от всего класса. Во втором полугодии никто из этих учеников не пропустил ни одного урока. В мае пропускали учебу только две девочки с давно имеющейся у них аллергией на цветущие растения. При этом качество знаний и умений, мотивация, уровень внимания, познавательной активности в экспериментальных классах превосходили соответствующие показатели в контрольных классах.

Адаптационный период первоклассников на уроках-экскурсиях по математике может проводиться в максимально привычной для них обстановке — во дворе, на улице, на природе, там, где они провели дошкольное детство, — это позволяет организовать обучение в начальной школе менее болезненно. Образовательные экскурсии, на наш взгляд, обеспечивают здоровьесохраняющее обучение, так как позволяют устранить такие факторы школьной жизни, которые оказывают разрушающее воздействие на здоровье детей, а именно:

неподвижность ребенка за партой во время урока,

длительную работу учеников в закрытом помещении школьного класса без свежего воздуха и с искусственным освещением,

подавление эмоций, чувств детей,

невостребованность и даже подавление в образовательном процессе творческого потенциала детей, их готовности самостоятельно мыслить, рассуждать и добывать новое знание из окружающей жизни.

Это приводит к следующему:

нарушению природосообразности обучения младших школьников;

преобладанию использования в учебном процессе аудиального канала восприятия и переработке информации в ущерб возрастным особенностям младших школьников, требующих многосенсорности в обучении, с опорой на наглядно-образное, наглядно-действенное мышление;

использованию методик, разрушающих целостное восприятие мира, дающих отрывочные представления;

увеличению нервно-психических нагрузок;

книжное изучение действительности затрудняет применение детьми знаний программного материала на практике.

Прогулка во время образовательной экскурсии освобождает детей от длительного сидения за партой, снижает риск нарушений физического здоровья, осанки, зрения, уменьшает риск развития гиподинамии.

Доступность данной формы изучения программного математического материала нацелена на укрепление психического здоровья через психологический комфорт, природосообразность образовательного процесса и гармонизацию работы левого и правого полушарий.

В силу возрастных особенностей младшие школьники усваивают новое знание на предметно-деятельностной, наглядно-образной и эмоционально-чувственной основе. Великий педагог К.Д. Ушинский утверждал: «Педагог, желающий что-нибудь прочно запечатлеть в детской памяти, должен позаботиться о том, чтобы как можно больше органов чувств - глаз, ухо, голос, чувство мускульных движений и даже, если возможно, обоняние и вкус, приняли участие в акте запоминания».

Страницы: 1 2 3


Информация о ообразовании:

Задачи физического воспитания детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ
Основной задачей физического воспитания, как и воспитания вообще в ДОУ, является формирование здорового, всесторонне развитого ребенка. Система работы в МДОУ "Колокольчик" предусматривает обязательное планомерное и систематическое воздействие на ребенка средствами физического воспитания. ...

Понятие аутентичность
Наиболее полное освещение и теоретическую разработку аутентичность получила у Сальваторе Мадди, который поставил ее в центр представлений об идеальном развитии личности. Анализируя развитие личности, формирование жизненного стиля на позднем периоде развития молодого человека, С. Мадди выделяет неск ...

Теория соответствия образования уровню развития общества 70-80 гг. ХХ века
Идеи: 1). Образование – это зеркало общества (отражает уровень современности). 2). Главная функция образования – это воспроизводство существующего общества. Сначала возрождение экономики, промышленности, а потом результаты отразятся на школе. Идеи: 1). Образование яв-ся средством развития личности. ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.agepedagog.ru