Методы исследования уровня речевого развития детей младшего школьного возраста

Статьи по педагогике » Особенности речевого развития детей младшего школьного возраста » Методы исследования уровня речевого развития детей младшего школьного возраста

Страница 1

Речевое развитие – это первое и основное, что всегда проверяется логопедами и педагогами при вступительном собеседовании с будущими первоклассниками. Особое внимание уделяется проверке правильности произношения (в целях предупреждения дисграфии), а также проверка того, имеется ли у ребенка необходимый для работы по программе первого класса словарный запас. Его собственная речь должна быть грамматически правильной.

Диагностируя речевое развитие ребенка, необходимо понять: им усвоены многочисленные стандартные речевые обороты или же основные правила построения речи.

В методике определения готовности детей к школе Л.А. Ясюковой рассматриваются такие тестовые задания, как «речевые антонимы», «речевые классификации» и «произвольное владение речью» (приложение №3). Для этой индивидуальной работы введены общие правила. Во-первых, тестирование (10-20 минут) желательно проводить в отдельном кабинете, вызывая детей по очереди; во-вторых, в процессе индивидуальной работы важно как можно подробнее фиксировать все особенности ответов и поведения ребенка; в-третьих, инструкции к индивидуальным заданиям должны быть абсолютно одинаковыми для всех детей, варьировать или изменять текст инструкций нельзя; и, в-четвертых, индивидуальную диагностику можно проводить в 2-3 приема, а не обязательно сразу.

В тесте «Речевые антонимы» психолог говорит ребенку слово, а тот должен назвать слово с противоположным значением. Затруднения с ответом, неспособность без подсказки найти антоним свидетельствует о том, что ребенок не может оперировать отдельными признаками в отрыве от целостного образа предмета.

«Речевые классификации» - это задание характеризует активный словарный запас, общую осведомленность ребенка, его речевую активность. Кроме того, задание позволяет в определенной степени выяснить, насколько словарный запас ребенка соответствует тому словарному запасу, на который ориентирована программа первого класса. Если ребенок владеет элементарными обобщающими категориями, знает названия рыб, не путается в названиях городов, то, как показали специальные наблюдения, его общая осведомленность и культурный уровень в целом более чем достаточны для первоклассника.

Подобный качественный анализ позволяет лучше понять особенности речевого развития.

Задание «Произвольное владение речью» состоит из трех пунктов, это:

исправление семантически неверных фраз;

восстановление предложений;

завершение предложений.

Если это задание ребенок в основном выполняет правильно, то это свидетельствует о его хорошем речевом развитии.

По каждому заданию в тестах подсчитывается общая сумма баллов.

Обобщенный показатель «Речевое развитие» интерпретируется по зонам:

I зона – Задержка речевого развития (осложнения неврологического или физиологического характера).

II зона – Слабый уровень речевого развития: свидетельствует о наличии проблем в речевом развитии, причину которых необходимо определить, прежде чем давать какие-либо рекомендации или начинать работу с ребенком. Наиболее вероятные причины:

- социально-педагогическая запущенность;

- ребенок относится к крайним визуалам или кинестетикам;

- высокий уровень тревожности

- ребенок ригидный, с замедленной врабатываемостью;

- слабая речевая память;

- ребенок с элементами аутизма в поведении;

- необщительный, замкнутый ребенок.

III зона – Среднее речевое развитие (достаточно для обучения по общеобразовательной программе).

IV-V зоны – Хороший и высокий уровни речевого развития (однако, прежде чем дать благоприятный прогноз, необходимо посмотреть, как развито у ребенка мышление. Опережение в речевом развитии обычно подавляет формирование мышления).

Данные методики в большей степени ориентированы на учащихся первых классов. Для изучения сформированности навыка чтения у учащихся вторых классов можно использовать методику «Реконструкция предложений».

В основу теста, диагностирующего сформированность навыка чтения, положен метод реконструкции текста, предложенный Эббингаузом. Ребенку для самостоятельного прочтения дается небольшой отрывок из какого-либо произведения (5-7 предложений, связанных по содержанию). В предложениях пропущены отдельные слова, отсутствие которых, тем не менее, позволяет понять общий смысл текста. Ребенок должен вставить пропущенные слова. В общеобразовательных классах это задание выполняется в процессе индивидуального тестирования. Обработка результатов осуществляется посредством сравнения слов, которые приведены в ключе.

Страницы: 1 2


Информация о ообразовании:

Эволюция учений об одаренности
Для выяснения сути понятия "одаренность" вернемся в историю его исследования. Это важно потому, что старые, отжившие свой век и отвергнутые наукой теории и представления продолжают жить в сознании людей, и ориентация на них порождает не просто массу заблуждений, но и крайне негативно влия ...

Формы взаимодействия педагогов доу с неполными семьями
Принято различать три основные формы взаимодействия - кооперацию, конкуренцию и конфликт. В данном случае взаимодействие классифицируется со способам, при помощи которых партнёры согласуют свои цели, средства их достижения и результаты. Кооперация - сотрудничество нескольких индивидов (групп) ради ...

Особенности развивающей системы обучения в курсе русского языка для начальной школы
Одна из необходимых характеристик развитой личности — диалектико-материалистическое мировоззрение, в частности, понимание материалистической природы языкового знака. Словесные задачи, как и всякие другие, например, дорожные или ритуальные, воспринимаются нашими органами чувств. Материальную природу ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.agepedagog.ru