Трудности. Первая реакция на предложение провести математическую экскурсию вызывает замешательство, недоумение и растерянность даже у опытных учителей. В учебниках по методике преподавания математики нет подобных рекомендаций. Такого собственного опыта у учителей тоже нет. Они готовы провести одну внеклассную экскурсию, но не видят возможности для того, чтобы устраивать их систематически.
Основные трудности, ожидаемые учителями в связи с проведением математических экскурсий, и то, что их настораживает, можно сформулировать в виде двух вопросов.
Чем занять детей на улице пользой для прохождения программного материала по математике?
Как справиться с организационными задачами, связанными с дисциплиной, одеванием и раздеванием, с «отвлекающимися»?
В конечном счете, и то и другое относится к страху учителя потерять время, которого и так катастрофически не хватает. Типичная реакция на инновации в образовательном процессе: «и без этого ничего не успеваю», «нет времени». Эта негативная реакция отчасти может быть объяснена тем, что в последнее десятилетия многие инновации были связаны с дополнением учебного материала, распространением заданий развивающего характера развивающего характера, расширением и углублением программ и учебных пособий. Таким образом, получается, что осуществляется экстенсивный путь реформирования и «осовременивания» образования. Подобный подход привел к увеличению учебного материала за последние 30-40 лет в 1,5 раза.
Требования модернизации образования наталкивают педагогов на поиск путей интенсификаций образовательного процесса, здоровьесберегающих подходов, приемов, форм, технологий, которые помогут повысить мотивацию и эффективность обучения без увеличения программного содержания по каждому предмету. Образовательная экскурсия по математике – одно из таких методических средств.
Грамотная организация и спланированное содержание урока экскурсии – залог того, что учеников не надо будет делить на «активистов» и «отвлекающихся».
В подготовительный период педагогу нужно продумать:
- разные образовательные цели экскурсии;
- место проведения, маршрут и объекты наблюдения;
-задания и вопросы для детей.
Следует также заранее позаботиться об оборудовании урока-экскурсии, предупредить детей, что им могут потребоваться рулетки, модели прямого угла, блокноты, мелки для писания на асфальте и др.
Место поведения
Выделим несколько вариантов математической экскурсии по месту проведения:
-на природе (парк, лес, берег, сквер, школьный двор и т.д.);
-на улице населенного пункта, поселка, города, во дворе жилого дома;
-на предприятии (фабрика, почта, элеватор, бухгалтерия, магазины);
-в музее (например, краеведческий);
-в школе (столовая, библиотека, рекреация);
-смешанные.
4. Экскурсия - здоровьесберегающая форма уроков
математики.
Постоянные вирусные заболевания у детей, их тусклые глаза и темные круги под глазами, бледность, вялость и, как следствие, пропуски уроков по болезни многие взрослые давно считают нормой. Медики все чаще говорят о новом диагнозе конца 20 века — «аллергия на школу». По данным Института возрастной физиологии и Центра начального образования Российской Академии образования, состояние здоровья школьников неудовлетворительное (80-90 % детей 6-7 лет, поступающих в первый класс, имеют те или иные отклонения физического здоровья, а 18—20 % этих детей имеют пограничные нарушения психического здоровья), в результате чего они испытывают чрезмерное напряжение ведущих функциональных систем. По мнению доктора медицинских наук, профессора В.Ф. Базарного, «главным виновником нынешней ситуации является система образования детей». Кандидат биологических наук, доцент Института психологии им. Л.С. Выготского Кирилл Ефремов утверждает, что поза, в которой школьник проводит «примерно 2 000 дней по 6 часов, в природе вообще не встречается! Там люди сидят на корточках или ягодицах, на коленях, но никогда — за столом, сложив ручки. То есть “школьная поза” противоречит естественной экологии человека. Неудивительно, что она нарушает работу крово- и лимфообращения, дыхания, пищеварения». Далее в своей статье автор убедительно доказывает, что школьники испытывают «перманентный стресс, результат которого — целый букет хронических заболеваний, присущий большинству учеников», описывает поучительный эксперимент, в котором на примере разных животных (крысы, вороны, черепахи) был продемонстрирован весь вред для здоровья и разрушительное действие так называемого «синдрома отличника» (очаги застойного возбуждения при старании постоянно выполнять задание правильно, неврозы). Правда, если животные могут избавиться от информационного стресса, включив такой защитный механизм, как «глупость» (утомление не наступает), то у учеников-«троечников» в аналогичной ситуации информационный стресс «заменяется стрессом заниженной самооценки».
Информация о ообразовании:
Формирование первых форм слов
Следует помнить, если для нормального развития речи характерно очень раннее и исключительно точное воспроизведение интонаций, отчего место ударения в слове усваивается очень быстро, то неразвитая детская речь пестрит нарушениями слоговой структуры слова. Отсутствие восприятия ритмичности построения ...
Анализ результатов экспериментального исследования
Обследование показателей физического состояния учащихся проводилось дважды – в начале учебного года и в конце – после проведения формирующей части эксперимента. Методика обследования Параметр 1. Измерение роста (см). Параметр 2. Измерение веса (кг). Параметр 3. Осанка (указывается тип нарушения или ...
Разложение вектора по двум неколлинеарным векторам
Лемма. Если векторы и коллинеарны и 0, то существует такое число k, что =k. Пусть и - два данных вектора. Если вектор представлен в виде =x+y, где x и y - некоторые числа, то говорят, что вектор разложен по вектора и . Теорема. Любой вектор можно разложить по двум данным неколлинеарным векторам, пр ...