Категория – базовое понятие науки. В пед-ке несколько основных категорий к ним относятся: воспитание, обучение, образование, а также самовоспитание, социализация, развитие, пед-ая дея-ть, пед-ий процесс. Воспитание – рассматривается в пед-ке в широком и в узком смысле. В широком – это передача исторического и культурного опыта от поколения к поколению. В узком – это целенаправленная деят-ть по формированию у детей системы качеств лич-ти, взглядов и убеждений. Воспитание яв-ся двусторонним процессом, т.е. в нем участвуют всегда два субъекта воспитатель и воспитанник, тоже самое можно сказать об обучении и образовании. Воспитатель – передает опыт накопленный человечеством. Вводит в мир культуры. Стимулирует к самовоспитанию. Помогает разобраться в трудных жизненных ситуациях и найти выход. Воспитанник – овладевает опытом чел-ких отношений и основами культуры. Работает над собой. Обучается способам общения и манерами поведения. Обучение – это процесс взаимосвязанной деят-ти учителя и уч-ся, в результате к-ого обеспечивается развитие ученика (в отличие от воспитания процесс обучения более узкий, конкретный, связан с передачей знаний в первую очередь). Учитель – преподает, т.е целенаправленно передает знания,жизненный опыт, способы деят-ти, основы культуры. Руководит процессом освоения знаний, умений, навыков. Создает условия для развития лич-ти уч-ся (памяти, мышления, внимания, воображения). Ученик – учится, т.е. овладевает передоваемой инф-ей и выполняет учебные задания с помощью учителя, совместно с одноклассниками или самостоятельно. Пытается самостоятельно сравнивать, наблюдать, мыслить. Проявляет инициативу в поиске новых знаний, дополнительных источниках информации, занимается самообразованием. Образование – это многозначная категория, рассматривается в пед-ки в 4-х значениях: - обр-ние, как ценность развивающегося чел-ка и об-ва; - процесс обучения и воспитания чел-ка; - как результат воспитания и обучения чел-ка; - сис-ма образовательных программ и учреждений. Все процесс обучение, воспитание, образование можно рассматривать как особым образом организованную Дея-ть, результатом к-ой яв-ся развитие чел-ка.
Дея-ть – это специфический вид чел-ой активности направленной на творческое преобразование, совершенствование действительности и самого себя. Всякая чел-ая дея-ть имеет внутренние (психические: анатомо-физиологические процессы и состояния) и внешние (физические движения) компоненты. Психологи показали что умственные (внутренние) действия формируются вначале как внешние, предметные и постепенно переносятся во внутренний план. Перевод внешнего действия во внутренний план наз-ся – интериоризация. Обратный процесс – экстериоризация – переход внутренних состояний во внешние практические действия. Внешняя дея-ть контролируется внутренним планом чел-ка, сравнивает производимое действие с запланированным, сущ-ет в виде образов и мыслей. Умственный план (т.е модель будущего результата) наз-ся «акцептором действия». «Акцептор действия» - это нейродинамическая модель будущего результата действия представленная в центральной НС. Он включает основные характеристики действия и участвует в его регуляции. Действие чел-а неотделимо от его речи. Она помогает регулировать поведение, осознавать свои действия, намечать план. Речь бывает внешняя внутренняя и эгоцентричная. Дея-ть имеет внешнюю структуру в ней обычно выделяют движения, операции, действия. Любой вид дея-ти связан с движением. Движение – это физоологическая фун-я живого организма. Движения м.б. врожденные и приобретенные (большинство). Сис-ма движений направленных на предмет наз-ся действием. Действия в отличие от движения носят соц-й хар-р. Действия связаны и зависят от предметов с к-ми сталкивается ч-к. Операция – это сис-ма движений связанных с выполнением конкретного действия, направленных на достижение цели. Операция – это способ осущ-ния действия. Сколько различных способов выполнения действия, столько и операций. Внутренняя структура дея-ти состоит из цели и мотива. Мотивом наз-ся, то ч. побуждает к дея-ти, ради чего она осущ-ся. Мотивами м.б. потребности, мысли, чувства. Мотивы м.б. органические, функциональные, духовные, соц-ые, матер-ые. Всякая дея-ть полимотивирована. Цель – это физический предмет, определенные знания, умения, творческий результат. Цель не равна мотиву, хотя они могут совпадать.
Информация о ообразовании:
Особенности
психического и физического состояния здоровья детей старшего дошкольного
возраста
Рассматривая особенности морфофункционального развития, Ю. Змановский отмечает существенный рост детей 6-7 лет в росте и весе в настоящее время по сравнению с 70-ми годами 20 века: «Их общее физическое состояние становится более гармоничным в связи с изменениями пропорций тела: темпы роста туловища ...
Содержание учебного материала как источник познавательного интереса
Для реализации объективных возможностей формирования развития познавательного интересов, заложенных в содержание учебного материал, необходимо при подготовке к учебному году, составления перспективно -тематических планов, планов уроков с этой точки зрения проанализировать содержание тем курса. Суще ...
Социальный педагог во внешкольных учреждениях
Ведущим принципом организации работы внешкольных учреждений является добровольность объединения детей по интересам, что стимулирует их соответствующую деятельность, развивает их активность в овладении культурными ценностями общества и их приумножения. Идея комплексности и многопрофильности деятельн ...