Основные категории педагогики и психологии

Статьи по педагогике » Методы обучения и система образования » Основные категории педагогики и психологии

Страница 1

Категория – базовое понятие науки. В пед-ке несколько основных категорий к ним относятся: воспитание, обучение, образование, а также самовоспитание, социализация, развитие, пед-ая дея-ть, пед-ий процесс. Воспитание – рассматривается в пед-ке в широком и в узком смысле. В широком – это передача исторического и культурного опыта от поколения к поколению. В узком – это целенаправленная деят-ть по формированию у детей системы качеств лич-ти, взглядов и убеждений. Воспитание яв-ся двусторонним процессом, т.е. в нем участвуют всегда два субъекта воспитатель и воспитанник, тоже самое можно сказать об обучении и образовании. Воспитатель – передает опыт накопленный человечеством. Вводит в мир культуры. Стимулирует к самовоспитанию. Помогает разобраться в трудных жизненных ситуациях и найти выход. Воспитанник – овладевает опытом чел-ких отношений и основами культуры. Работает над собой. Обучается способам общения и манерами поведения. Обучение – это процесс взаимосвязанной деят-ти учителя и уч-ся, в результате к-ого обеспечивается развитие ученика (в отличие от воспитания процесс обучения более узкий, конкретный, связан с передачей знаний в первую очередь). Учитель – преподает, т.е целенаправленно передает знания,жизненный опыт, способы деят-ти, основы культуры. Руководит процессом освоения знаний, умений, навыков. Создает условия для развития лич-ти уч-ся (памяти, мышления, внимания, воображения). Ученик – учится, т.е. овладевает передоваемой инф-ей и выполняет учебные задания с помощью учителя, совместно с одноклассниками или самостоятельно. Пытается самостоятельно сравнивать, наблюдать, мыслить. Проявляет инициативу в поиске новых знаний, дополнительных источниках информации, занимается самообразованием. Образование – это многозначная категория, рассматривается в пед-ки в 4-х значениях: - обр-ние, как ценность развивающегося чел-ка и об-ва; - процесс обучения и воспитания чел-ка; - как результат воспитания и обучения чел-ка; - сис-ма образовательных программ и учреждений. Все процесс обучение, воспитание, образование можно рассматривать как особым образом организованную Дея-ть, результатом к-ой яв-ся развитие чел-ка.

Дея-ть – это специфический вид чел-ой активности направленной на творческое преобразование, совершенствование действительности и самого себя. Всякая чел-ая дея-ть имеет внутренние (психические: анатомо-физиологические процессы и состояния) и внешние (физические движения) компоненты. Психологи показали что умственные (внутренние) действия формируются вначале как внешние, предметные и постепенно переносятся во внутренний план. Перевод внешнего действия во внутренний план наз-ся – интериоризация. Обратный процесс – экстериоризация – переход внутренних состояний во внешние практические действия. Внешняя дея-ть контролируется внутренним планом чел-ка, сравнивает производимое действие с запланированным, сущ-ет в виде образов и мыслей. Умственный план (т.е модель будущего результата) наз-ся «акцептором действия». «Акцептор действия» - это нейродинамическая модель будущего результата действия представленная в центральной НС. Он включает основные характеристики действия и участвует в его регуляции. Действие чел-а неотделимо от его речи. Она помогает регулировать поведение, осознавать свои действия, намечать план. Речь бывает внешняя внутренняя и эгоцентричная. Дея-ть имеет внешнюю структуру в ней обычно выделяют движения, операции, действия. Любой вид дея-ти связан с движением. Движение – это физоологическая фун-я живого организма. Движения м.б. врожденные и приобретенные (большинство). Сис-ма движений направленных на предмет наз-ся действием. Действия в отличие от движения носят соц-й хар-р. Действия связаны и зависят от предметов с к-ми сталкивается ч-к. Операция – это сис-ма движений связанных с выполнением конкретного действия, направленных на достижение цели. Операция – это способ осущ-ния действия. Сколько различных способов выполнения действия, столько и операций. Внутренняя структура дея-ти состоит из цели и мотива. Мотивом наз-ся, то ч. побуждает к дея-ти, ради чего она осущ-ся. Мотивами м.б. потребности, мысли, чувства. Мотивы м.б. органические, функциональные, духовные, соц-ые, матер-ые. Всякая дея-ть полимотивирована. Цель – это физический предмет, определенные знания, умения, творческий результат. Цель не равна мотиву, хотя они могут совпадать.

Страницы: 1 2


Информация о ообразовании:

Особенности организации работы школьной библиотеки
Школьная библиотека – специфическая форма организации библиотечной работы, потому что она непосредственно тесно связана с конкретным учебным заведением, то есть школой, при которой эта библиотека функционирует. В связи с этим основная деятельность школьной библиотеки как раз и направляется на инфор ...

Система методов укрепления состояния здоровья соматически ослабленных детей
Система методов и средств сохранения и укрепления здоровья детей включает в себя следующие компоненты: закаливание, эмоциональное состояние дошкольника, рациональное питание, физическое развитие и режим. Закаливание – это система процедур, под влиянием которых повышается сопротивляемость организма ...

Основные требования к отбору задач для занятий элективного курса
Элективный курс по математике представляет собой одну тему, рассмотренную глубоко (например, элективный курс может называться «Комбинаторные задачи», а может состоять из нескольких тем, связанных друг с другом). Основной курс математики служит источником тем для углублённого изучения на элективном ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.agepedagog.ru