Формы, методы, приемы работы с учащимися при изучении русского кинематографа

Статьи по педагогике » Методика изучения раздела "История русского кинематографа" в старших классах » Формы, методы, приемы работы с учащимися при изучении русского кинематографа

Страница 1

В сегодняшних школах деятельность учащихся по усвоению материала осуществляется в разнообразных формах обучения. С позиций целостности образовательного процесса основной организационной формой является урок. В нем отражаются преимущества классно-урочной системы обучения, которая при массовости охвата учащихся обеспечивает организованную четкость и непрерывность учебной работы. Для эффективности работы учеников старших классов лучше использовать применение комбинированных (смешанных) уроков, которые имеют доминирующую дидактическую цель. Уроки необходимо дополнять другими формами, которые развиваются параллельно в рамках классно-урочной системы (экскурсии, консультации, учебные конференции, походы в кино, театр).

В процессе обучения важно обеспечивать возникновение положительных эмоций по отношению к учебной деятельности, к ее содержанию, формам и методам осуществления. Эмоциональное состояние всегда связано с переживанием душевного волнения: отклика, сочувствия, радости, гнева, удивления. Именно поэтому к процессам внимания, запоминания, осмысливания в таком состоянии подключаются глубокие внутренние переживания личности, которые делают эти процессы интенсивно протекающими и оттого более эффективными в смысле достигаемых целей. Передовые учителя умело применяют метод и входящие в него приемы создания эмоционально-нравственной ситуации. Прежде всего, они используют прием создания ситуаций нравственных переживаний. Например, изучая тему, посвященную фильмам о Великой Отечественной войне, они так подбирают содержание материала, такие примеры и факты, так преподносят их, опираясь на средства художественности, яркости, эмоциональности, что умело вызывают у учащихся переживания ненависти к фашизму, чувство гордости за свой народ, чувство радости за великую победу в этой беспримерной битве за прогресс человечества.

Одним из приемов, входящих в метод эмоционального стимулирования учения, можно назвать прием создания на уроке ситуаций занимательности — введение в учебный процесс занимательных примеров, опытов, парадоксальных фактов. Например, в курсе МХК это могут быть примеры погружения в определенную эпоху. Подбор таких занимательных фактов вызывает неизменный отклик у учеников. Часто школьникам самим поручается подбирать такие примеры.

Для создания эмоциональных ситуаций в ходе уроков МХК большое значение имеет художественность, яркость, эмоциональность речи учителя. Без всего этого речь учителя, конечно, остается информативно полезной, но она не реализует в должной мере функцию стимулирования учебно-познавательной деятельности учеников.

Ценным методом стимулирования интереса к учению можно назвать метод познавательных игр, который опирается на создание в учебном процессе игровых ситуаций. Игра давно уже используется как средство возбуждения интереса к учению. В практике работы учителей используются настольные игры с познавательным содержанием. Например, в контексте изучения темы Русского кинематографа, это игры-путешествия, игры типа викторин, с помощью которых изучаются тематика и стили данных кинофильмов.

Все чаще можно встретить в практике работы школы и специально организуемые на уроках учебные дискуссии уже не игрового характера. Например, это могут быть учебные дискуссии, в которых старшеклассники (а такие методы являются доступными только для них) по заданию учителя МХК изучают учебную и научно-популярную литературу, с разных точек зрения анализирующую то или иное художественное произведение, обсуждают разные точки зрения на новые открытия в киноиндустрии. В этом случае ученики выступают как бы сторонниками различных концепций. Естественно, нельзя ожидать, что школьники выскажут окончательное решение о справедливости той или иной точки зрения. Этот прием используется для того, чтобы вызвать повышенный интерес к более углубленному изучению тех или иных вопросов. Особенно широко применяются учебные дискуссии на факультативных занятиях по углубленному изучению различных учебных предметов.

Во всех приведенных выше примерах мы показали, как входящие в методы формирования интереса приемы художественности, образности, яркости, занимательности, удивления, нравственного переживания вызывают эмоциональную приподнятость, которая в свою очередь возбуждает положительное отношение к учебной деятельности и служит первым шагом на пути к формированию познавательного интереса. Далее, мы поговорим о методах контроля.

Страницы: 1 2 3


Информация о ообразовании:

Характеристика образовательного учреждения
Являясь единственным учреждением среднего образования муниципального образования, наша школа идет в ногу со временем и старается аккумулировать в себе лучший и передовой педагогический опыт работы. Школа по своей сути есть особое социокультурное пространство, в ней ребенок получает определенный баг ...

Сущность понятий память и внимание. Их психолого-педагогическая характеристика
Внимание в жизни и деятельности человека выполняет много различных функций. Оно активизирует нужные и тормозит ненужные в данный момент психические и физиологические процессы, способствует организованному и целенаправленному отбору поступающий в организм информации в соответствии с его актуальными ...

«Республика ШКИД» - В.Н. Сорока-Росинский
Имя Виктора Николаевича Сорока-Росинского можно поставить рядом с такими именами как А.С. Макаренко и С.Т. Шацким. В советское время, в 1920-1925гг., он возглавляет школу для трудновоспитуемых им. Ф.М. Достоевского в Петрограде, описание которой вошло в литературу как «Республика ШКИД». «Республика ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.agepedagog.ru