Символическое значение праздников и игр

Статьи по педагогике » Символическое значение праздников и игр

Страница 2

Другим не менее важным признаком такого сообщества являлось то, что его пополнение происходило, в основном за счет самих членов общины или близких и родственных общин (соседняя деревня), которые входили в одно объединение, близкое к клану.

В таких условиях совместное проведение праздников, народных гуляний и игр становилось не только духовно-культурным объединительным началом, но и сильным воспитательным средством в жизни народа. Кроме того, ряд игр и праздников служили психотерапевтической цели и помогали решению многих внутренних и социальных конфликтов личности.

Рассмотрении некоторые из них. Наиболее хорошо известным обрядом является прыганье через костер в Купальскую ночь. Кратко рассмотрим сакральный, психологический и педагогический смысл такого действия.

В сакральном плане Купальский обряд связан с плодородием. Это видно хотя бы из того, что по тому, какой туман стоит в утро Купальской ночи над посевами, определяли виды на будущий урожай. Само плодородие земли в мифологии всех народов мира соотносилось с женской репродуцирующей функцией и, значит, рассматривалось как важнейшая часть жизни общины и семьи. Даже название "Мать сыра земля" указывает на "материнскую" функцию этой вечной кормилицы крестьянства. Отметим, что богини связанные с плодородием в индоевропейских мифологических системах являлись одновременного и покровителями материнства. Это римская Церера, греческая Деметра, этрусская Уни, славянская Лада и т.д.

Теперь рассмотрим, что такое сам пар (туман), который должен был появиться с утра над посевами. Строго говоря, пар - это испарение воды, после кипения, другими словами, результат соединения воды и огня. Отметим, что смыслом такого соединения и был сам Купальский праздник. На это есть ряд существенных указаний. Например, известно, что в Купальскую ночь горящее колесо скатывали в воду. Другим способом проведения сакрального таинства было сжигание куклы Марены, связанной со стихией воды. Еще одним способом было положение этой куклы на плот или в гробик и спускание по реке, притом, в тот же гробик ставился зажженный факел или свеча, так что в конце-концов кукла сгорала на воде, то есть проходил тот же сакральный "брак" воды и огня.

Существует много фольклорных подтверждений сакрального смысла этого обряда. Укажем только, что ритуальный купальский цветок "Иван да Марья" имеет соцветие двух цветов: желтый - цвет огня и синий - цвет воды. Само название праздника "Купала" связывается лингвистами с индоевропейским корнем "kup" - кипеть. От этого корня происходит имя греческого бога любви и брака Купидона.

Рассмотрев некоторые черты символики народного праздника, перейдем к вопросам, которые непосредственно касаются психологии и педагогики.

Прыжки через костер в Купальскую ночь проводились в одиночку и парами: юноша и девушка, причем пары составлялись из тех молодых людей, которые собирались вступить в брак. Чем являлся для молодых людей такой ритуальный прыжок? Во-первых, хорошо известна ритуальная очистительная функция огня. Он как бы очищал помыслы и снимал с душ молодых прошлые ошибки и прогрешения. Но огонь в индоевропейской традиции рассматривался как священный хранитель клятв и родовых устоев. У некоторых племен древних славян даже существовал закон, по которому жрец, не уберегший священный огонь, подвергался казни. Невеста после свадьбы в крестьянской традиции России в доме мужа проводилась вокруг печи, приобщаясь к объединительному огню и очагу нового для себя семейства. Следовательно совместный прыжок через огонь являлся гарантом прочности отношений между молодыми людьми, тем более, сам обряд проходил прилюдно и вся община была в курсе такого решения.

Страницы: 1 2 3 4 5


Информация о ообразовании:

Современные методы обучения глухонемых
В настоящее время существуют 3 метода обучения глухонемых: 1) французский, или мимический; 2) немецкий звуковой, или метод чисто устной речи; 3) смешанный. Нужно думать, что звуковой метод, несмотря на свою относительно большую трудность, древнее мимического, хотя, несомненно, что глухонемые всегда ...

Основные дидактические принципы методики обучения изобразительному искусству в школе
Методика – совокупность приемов обучения и воспитания. Приемы обучения–моменты, из кот. складывается метод обучения. Из совокупности приемов и методов обучения объединенных общим направлением складывается система обучения. Правильно организованное, методически грамотное использование дидактических ...

Интерактивная сторона общения
Общение как взаимодействие людей, приспособление ч-ка к ч-ку в совместной учебе, работе, на отдыхе. Это не просто обмен инф-ей, а совместная дея-ть направленная на реализацию целей взаимовлияния др. на др-а. результат такого общения изменение поведения и дея-ти др-х людей. Совместная дея-ть людей п ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.agepedagog.ru