Символическое значение праздников и игр

Статьи по педагогике » Символическое значение праздников и игр

Страница 2

Другим не менее важным признаком такого сообщества являлось то, что его пополнение происходило, в основном за счет самих членов общины или близких и родственных общин (соседняя деревня), которые входили в одно объединение, близкое к клану.

В таких условиях совместное проведение праздников, народных гуляний и игр становилось не только духовно-культурным объединительным началом, но и сильным воспитательным средством в жизни народа. Кроме того, ряд игр и праздников служили психотерапевтической цели и помогали решению многих внутренних и социальных конфликтов личности.

Рассмотрении некоторые из них. Наиболее хорошо известным обрядом является прыганье через костер в Купальскую ночь. Кратко рассмотрим сакральный, психологический и педагогический смысл такого действия.

В сакральном плане Купальский обряд связан с плодородием. Это видно хотя бы из того, что по тому, какой туман стоит в утро Купальской ночи над посевами, определяли виды на будущий урожай. Само плодородие земли в мифологии всех народов мира соотносилось с женской репродуцирующей функцией и, значит, рассматривалось как важнейшая часть жизни общины и семьи. Даже название "Мать сыра земля" указывает на "материнскую" функцию этой вечной кормилицы крестьянства. Отметим, что богини связанные с плодородием в индоевропейских мифологических системах являлись одновременного и покровителями материнства. Это римская Церера, греческая Деметра, этрусская Уни, славянская Лада и т.д.

Теперь рассмотрим, что такое сам пар (туман), который должен был появиться с утра над посевами. Строго говоря, пар - это испарение воды, после кипения, другими словами, результат соединения воды и огня. Отметим, что смыслом такого соединения и был сам Купальский праздник. На это есть ряд существенных указаний. Например, известно, что в Купальскую ночь горящее колесо скатывали в воду. Другим способом проведения сакрального таинства было сжигание куклы Марены, связанной со стихией воды. Еще одним способом было положение этой куклы на плот или в гробик и спускание по реке, притом, в тот же гробик ставился зажженный факел или свеча, так что в конце-концов кукла сгорала на воде, то есть проходил тот же сакральный "брак" воды и огня.

Существует много фольклорных подтверждений сакрального смысла этого обряда. Укажем только, что ритуальный купальский цветок "Иван да Марья" имеет соцветие двух цветов: желтый - цвет огня и синий - цвет воды. Само название праздника "Купала" связывается лингвистами с индоевропейским корнем "kup" - кипеть. От этого корня происходит имя греческого бога любви и брака Купидона.

Рассмотрев некоторые черты символики народного праздника, перейдем к вопросам, которые непосредственно касаются психологии и педагогики.

Прыжки через костер в Купальскую ночь проводились в одиночку и парами: юноша и девушка, причем пары составлялись из тех молодых людей, которые собирались вступить в брак. Чем являлся для молодых людей такой ритуальный прыжок? Во-первых, хорошо известна ритуальная очистительная функция огня. Он как бы очищал помыслы и снимал с душ молодых прошлые ошибки и прогрешения. Но огонь в индоевропейской традиции рассматривался как священный хранитель клятв и родовых устоев. У некоторых племен древних славян даже существовал закон, по которому жрец, не уберегший священный огонь, подвергался казни. Невеста после свадьбы в крестьянской традиции России в доме мужа проводилась вокруг печи, приобщаясь к объединительному огню и очагу нового для себя семейства. Следовательно совместный прыжок через огонь являлся гарантом прочности отношений между молодыми людьми, тем более, сам обряд проходил прилюдно и вся община была в курсе такого решения.

Страницы: 1 2 3 4 5


Информация о ообразовании:

Анализ результатов коррекционной работы по изучению формирования самооценки у детей с нарушением слуха
На контрольном этапе мы используем четыре методики: «Ступеньки» (Е.Е. Кравцова), «Игра в мяч» (Т.А. Репина), «Изучение общей самооценки» (А.И. Липкина), «Человек» (А.Л. Венгер). Результаты каждой из групп приведены в таблицах 6 и 7. Таблица 6. Результаты экспериментальной группы детей на контрольно ...

Воспитание и его место вструктуре образовательного процесса
Воспитание как педагогическое явление выступает неотъемлемой частью целостного образовательного процесса как деятельности, в ходе которой идет овладение системой знаний основ наук и соответствующих им умений и навыков, закладываются основы мировоззрения, развиваются познавательные силы, творческие ...

«Республика ШКИД» - В.Н. Сорока-Росинский
Имя Виктора Николаевича Сорока-Росинского можно поставить рядом с такими именами как А.С. Макаренко и С.Т. Шацким. В советское время, в 1920-1925гг., он возглавляет школу для трудновоспитуемых им. Ф.М. Достоевского в Петрограде, описание которой вошло в литературу как «Республика ШКИД». «Республика ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.agepedagog.ru