В педагогике и воспитании значительное место занимает игра, она несет несколько важнейших функций в процессе развития ребенка и подростка. Как известно, на одном из этапов возрастного развития, игра является основой формирования личности и важнейшим фактором социализации ребенка. На то, что игра является важнейшим воспитательным и педагогическим средством педагога и воспитателя указывали такие виднейшие ученые как А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов и другие.
Но среди океана игр особое место занимает игра народная. Она имеет несколько принципиальных отличий от игр, вводимых в педагогическую практику специалистами. Во-первых народная игра, как правило, не существует сама по себе, а исторически происходит из определенных обрядов и праздников. В силу этого, она несет на себе не только развивающую одну из сторон личности функцию, а является механизмом освоения определенных морально-нравственных концепций, которые входили в круг мировоззрения человека, как члена определенного социума.
Русская народная игра обладает еще одним важнейшим признаком. В педагогической практике устоялась традиция использовать игру как средство образования и воспитания, в первую очередь, в среде детей дошкольного и младшего школьного возраста. Русская народная игровая традиция дает возможность применять игровые практики и игровую психотерапию также и к старшим подросткам, юношеству и даже к взрослым людям. Кроме того, проведение народных праздников с элементами игры позволяет включать в единый игровой воспитательный процесс одновременно детей, подростков и взрослых. Такая практика дает возможность педагогам и воспитателям сглаживать возрастные противоречия между различными поколениями и создавать предпосылки к образованию единого межвозрастного коллектива, который строится на взаимоуважении и совместной деятельности. Именно к такому воспитанию призывал великий отечественный педагог Макаренко. Всем педагогам и психологам хорошо известна проблема "дедовщины". Характерно, что такие народные игры, как кулачный бой, во многом позволяет решить данную проблему и ее предпосылки еще в период школьного обучения.
Остановимся на некоторых аспектах русских народных праздников и игр, которые позволяют педагогу и воспитателю решить вышеперечисленные задачи. Нас в первую очередь интересует, какое прикладное значение имели праздники в народной жизни. Постараемся показать, что кроме сакрального, обрядового смысла в проведении обрядов и праздников всегда вкладывалось и воспитательное значение.
Происходило это, в первую очередь, по той причине, что любой социум всегда стремился воспитать своих членов в определенной традиции, которая соответствовала писанным или неписанным законам данного социума. Особенно данная тенденция хорошо прослеживается в обществах, живущих на основе родовых законов и, в некоторой степени, традициях социальных слоев и групп. Сама закрытость для чужаков такой общины, родового общества или группы указывала на необходимость введения строго регламентированных правил поведения и одинаковую реакцию на внешнее вмешательство в жизнь сообщества.
Русская, и в первую очередь деревенская община до реформы Столыпина имела все признаки такого закрытого сообщества. Перечислим некоторые из них.
Это, в первую очередь, общинное владение землей, по крайней мере общие пастбищные и сенокосные угодья. Общинное перераспределение земельных наделов в зависимости от количества "едоков" в отдельной семье. Помощь всей общины отдельной семье, если она оказалась в трудном положении, например, погорельцы или молодожены. Общая религиозная жизнь. Совместное справление как христианских праздников, так и традиционных народных, восходящих к языческой религии.
Информация о ообразовании:
Педагогические взгляды П.П. Чистякова
Особенности художественной школы рисования П. П. Чистякова. П. П. Чистяков считал, что Академия художеств времени его преподавания (1872—1892) нуждается в реформе и новых методах работы с воспитанниками, необходимо усовершенствовать методику преподавания рисунка, живописи, композиции. С 1871 года Ч ...
Рисование в Средние века. Искусство и религия
В эпоху средневековья и христианства достижения реалистического искусства были преданы забвению. Художники не знали ни тех принципов построения изображения на плоскости, которыми пользовались в Др. Греции. Погибли драгоценные рукописи - теоретические труды великих художников, а также многие прослав ...
Оптимальные сроки начала обучения
Из работы «Динамика умственного развития школьника в связи с обучением» Известно, что обучение должно быть приноровлено к определенным возрастным этапам, которые проходит ребенок в умственном развитии. Нельзя начать обучать арифметике как трех-, так и двенадцатилетнего ребенка. Наилучший возраст дл ...