Личность в обществе, группе и коллективе

Поведение отдельного человека существенно зависит от социальной среды. Она представляет собой сложно организованное общество, в котором люди объединены друг с другом в многочисленные, разнообразные, более или менее устойчивые соединения, называемые «группами». Среди групп можно выделить большие и малые. Большие представлены государствами, народностями, нациями, социальными общностями, выделяемыми по профессиональным, экономическим, возрастным, половым и другим признакам.

Малая группа – это немногочисленное по составу объединение людей, члены которого имеют общую цель и находятся друг с другом в непосредственных личных контактах. Малая группа представляет собой элементарную ячейку общества, через которую личности передаются от общества разнообразные влияния, и осуществляется обратный процесс воздействия личности на общество. Это прежде всего семья, трудовой коллектив, спортивные команды, объединения близких друзей и приятелей.

Малые группы могут быть разными по количественному составу: от 2 – 3 человек. Общие правила поведения, которых придерживаются члены группы, называют групповыми нормами.

- Выделяют следующие малые группы:

а) Естественные – такие группы, которые складываются сами по себе, независимо от желания экспериментатора.

б) Лабораторные – создаются экспериментатором с целью проведения с целью проведения какого-либо научного исследования, проверки выдвинутой гипотезы.

Они столь же действительны, как и другие малые группы, но существуют временно – только в лаборатории. Все естественные группы делятся на формальные и неформальные (другие названия – официальные и неофициальные). Первые отличает то, что они создаются и существуют лишь в рамках официально признанных организаций, вторые возникают и действуют как бы вне этих организаций.

Все естественные группы можно разделить на высокоразвитые и слаборазвитые. Слаборазвитые малые группы характеризуются тем, что в них нет достаточной психологической общности (сплоченности), налаженных деловых и личных взаимоотношений. Среди высокоразвитых малых групп, в свою очередь, существуют два основных типа: корпорации и коллективы. Корпорации свойственна такая деятельность, которая мало полезна или даже вредна для общества (к примеру, цели, преследуемые преступными малыми группами).

Малые группы могут быть референтными и нереферентными.

Референтная – это любая реальная или условная малая группа, к которой человек добровольно себя причисляет или членом которой он хотел бы стать.

Нереферентной считается такая малая группа, психология и поведение которой чужды для индивида или безразличны для него.

Для того чтобы назвать малую группу коллективом, она должна соответствовать ряду весьма высоких требований: успешно справляться с возложенными на нее задачами, иметь высокую мораль, хорошие человеческие отношения, создавать для каждого своего члена возможность развития как личности, быть способной к творчеству, т.е. как группа давать людям больше, чем может дать сумма того же количества индивидов, работающих в отдельности.


Информация о ообразовании:

Обследование и логопедическая коррекционная работа с детьми подготовительного возраста с общим недоразвитием речи III уровня
Логопедическая коррекционная работа с детьми с ОНР любого уровня речевого развития планируется после комплексного обследования, т.е. после постановки речевого диагноза. На протяжении всего обследования логопед выявляет объем речевых навыков ребенка, сопоставляет его с возрастными нормативами, с уро ...

Стадии развития коллектива
В научной литературе по психологии и педагогике коллектива можно встретить не мало различных вариантов описания стадий и уровней, ступеней и этапов, которые группа проходит в своем движении к коллективу. Детская группа в своем развитии на пути к коллективу проходит пять основных этапов: 1)Номинальн ...

Методика работы по формированию слоговой структуры слова у детей с тяжелыми нарушениями речи
На протяжении всего периода работы следует учитывать, что формирование слоговой структуры слова ведется по двум направлениям: — развитие имитационной способности, т.е. формирование умений к отраженному воспроизведению слогового контура; — постоянный контроль за звукослоговой наполняемостью слова. С ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.agepedagog.ru