Поведение отдельного человека существенно зависит от социальной среды. Она представляет собой сложно организованное общество, в котором люди объединены друг с другом в многочисленные, разнообразные, более или менее устойчивые соединения, называемые «группами». Среди групп можно выделить большие и малые. Большие представлены государствами, народностями, нациями, социальными общностями, выделяемыми по профессиональным, экономическим, возрастным, половым и другим признакам.
Малая группа – это немногочисленное по составу объединение людей, члены которого имеют общую цель и находятся друг с другом в непосредственных личных контактах. Малая группа представляет собой элементарную ячейку общества, через которую личности передаются от общества разнообразные влияния, и осуществляется обратный процесс воздействия личности на общество. Это прежде всего семья, трудовой коллектив, спортивные команды, объединения близких друзей и приятелей.
Малые группы могут быть разными по количественному составу: от 2 – 3 человек. Общие правила поведения, которых придерживаются члены группы, называют групповыми нормами.
- Выделяют следующие малые группы:
а) Естественные – такие группы, которые складываются сами по себе, независимо от желания экспериментатора.
б) Лабораторные – создаются экспериментатором с целью проведения с целью проведения какого-либо научного исследования, проверки выдвинутой гипотезы.
Они столь же действительны, как и другие малые группы, но существуют временно – только в лаборатории. Все естественные группы делятся на формальные и неформальные (другие названия – официальные и неофициальные). Первые отличает то, что они создаются и существуют лишь в рамках официально признанных организаций, вторые возникают и действуют как бы вне этих организаций.
Все естественные группы можно разделить на высокоразвитые и слаборазвитые. Слаборазвитые малые группы характеризуются тем, что в них нет достаточной психологической общности (сплоченности), налаженных деловых и личных взаимоотношений. Среди высокоразвитых малых групп, в свою очередь, существуют два основных типа: корпорации и коллективы. Корпорации свойственна такая деятельность, которая мало полезна или даже вредна для общества (к примеру, цели, преследуемые преступными малыми группами).
Малые группы могут быть референтными и нереферентными.
Референтная – это любая реальная или условная малая группа, к которой человек добровольно себя причисляет или членом которой он хотел бы стать.
Нереферентной считается такая малая группа, психология и поведение которой чужды для индивида или безразличны для него.
Для того чтобы назвать малую группу коллективом, она должна соответствовать ряду весьма высоких требований: успешно справляться с возложенными на нее задачами, иметь высокую мораль, хорошие человеческие отношения, создавать для каждого своего члена возможность развития как личности, быть способной к творчеству, т.е. как группа давать людям больше, чем может дать сумма того же количества индивидов, работающих в отдельности.
Информация о ообразовании:
Отечественный опыт профильного обучения
Идея введения профильного обучения на старшей ступени школы имеет в российском образовании долгую историю. Еще в царской России существовали гимназии, лицеи. Но в них дифференциация производилась не по учебным предметам, а как правило по половой принадлежности или уровню материального обеспечения. ...
Значение подбора работ. Основные требования к подбору УПР
Основа профессионального обучения в УНПО – участие обучающихся в производительном труде. Вместе с тем, программа производственного обучения объективно не может раскрыть, какие конкретно, в какой последовательности, сколько УПР должен выполнить обучающийся, чтобы соответствовать предъявляемым требов ...
Активизация учебной деятельности младших школьников в образовательном процессе посредством применения информационно-коммуникационных технологий
Одной из значимых составляющих Приоритетного национального проекта «Образование» является информатизация образовательного пространства школ, которая включает в себя оснащение современной техникой, позволяющей в полной мере реализовать информационно-коммуникационные технологии обучения. В условиях и ...