Символическое значение праздников и игр

Статьи по педагогике » Символическое значение праздников и игр

Страница 4

В любом случае, такие игры и изображения зверей служили снятию напряженности, возникающей в самодостаточном, во многом закрытом обществе. Кроме развлекательной функции, они приучали молодежь к мысли о неразрывной связи с природой и природными явлениями, так как смысл ряжения соотносился с понятием удачи сообщества в его жизни во время нового года и также с понятием благословения предков. В Болгарии такие гуляния ряженных сохранили наиболее архаический характер. Ряженная в маски животных молодежь рассматривалась как представители божественных сил, и каждый крестьянский двор старался привлечь внимание шествия ряженных к себе.

Само прилюдное исполнение различных ролей считается в современной психологии одним из средств социализации личности и корректировки личностного развития. Совместное участие молодых людей в общественно значимой деятельности, как показала современная психология, является мощным механизмом воспитания и обучения человека.

Упомянем еще одну разновидность русских народных игр - всевозможных кулачных боях, в частности, "стенка на стенку". Разновидностью таких игр является широко известное взятие ледяных крепостей на Масленницу. Все разновидности кулачных боев проводились до первой крови и в них соответственно возрасту участвовала вся мужская часть общины начиная с пяти или шестилетнего возраста до вполне взрослых мужчин. Отметим несколько важных черт таких боев. В них представители разного возраста сражались друг с другом, и не было случаев, чтобы старшие обижали младших или сильный начинал биться со слабосильным. За соблюдением правил боя следили пожилые уважаемые члены общины и нарушитель мог быть сурово наказан. В таких играх молодежь обучалась правилам и приемам боя, училась взаимовыручке, приобретала четкие моральные и нравственные нормы.

В советское время было множество военно-патриотических игр, самая знаменитая из которых "Зарница", которая кое-где проводится до сих пор. Но при всем их положительном воспитательном значении они не могут заменить бытовавших на Руси кулачных боев. Во время которых в совместной и справедливой (по строгим правилам) битве сходились молодые люди разного возраста. Большинство игр проводится среди одного возрастного среза детей и подростков, в случае кулачного боя чувство солидарности появляется между представителями разных возрастов, которые по большому счету представляют собой одну большую семью-общину. Отметим, что членовредительства при кулачных боях практически не было, бой проводился именно "до первой крови", виноватый в которой наказывался.

Кулачные бои в народной жизни имели достаточно большое значение. В воспитательном плане - это был способ выработки мужских качеств и личного мужества, кроме того, в мужском коллективе создавались межвозростные и межличностные устойчивые связи, вырабатывались навыки взаимовыручки и совместной деятельности. В плане обучения ребенок приобретал навыки самозащиты и боя, научался совместному отпору внешней агрессии. Также вырабатывались понятия справедливости и честного боя.

В ритуальном плане такие бои при урочивались к праздникам, а победа в них являлась своеобразной жертвой божественным силам, которые в обмен должны были послать благополучие всей общине. Ритуальные бои и игры, как жертвенное действие - довольно частое явление в ритуальной жизни народов. Ими сопровождались похороны и поминки, а также важнейшие народные праздники (Наговицин А.Е. "Религия, магия, мифология этрусков". -М. 1999). Отметим также и важнейшую роль навыков кулачного боя для молодежи, попавшей в среду, например, армейской "дедовщины". Это не только возможность молодого человека дать отпор обидчикам, но это и навык коллективного отпора. Кроме того, молодежь, у которой воспитаны навыки уважения к младшим и их поддержки, не примет сами основы "дедовщины", где противопоставляются между собой солдаты разных призывов.

Страницы: 1 2 3 4 5


Информация о ообразовании:

Характеристика двигательной деятельности учащихся, занимающихся волейболом
Волейбол – одна из самых популярных игр во многих странах. Для нее характерны разнообразные движения: ходьба, бег, прыжки, передачи, нападающий удар, осуществляемые в единоборстве с соперниками. Такое разнообразие движений способствует укреплению нервной системы, двигательного аппарата, улучшению о ...

Элективные курсы в профильном обучении
Элективные курсы – факультативные курсы, направленные как на внутрипрофильную дифференциацию, так и на компенсацию профильной однонаправленности; способствующие углублению индивидуализации профильного обучения, расширению мировоззренческих представлений учащихся. Курсы по выбору являются обязательн ...

Академическая система художественного образования в XVI - XII веках
В конце XVI века появляются новые направления в области художественного образования и эстетического воспитания, новые педагогические принципы и установки. Иначе стала строиться и методика преподавания рисования. XVII век в истории методов обучения рисованию следует рассматривать как период становле ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.agepedagog.ru