Структура уроков производственного обучения

Статьи по педагогике » Организационные формы производственного обучения » Структура уроков производственного обучения

Страница 3

Обучение ученическими бригадами на производственных участках. При этой форме группа учащихся делится на 2-3 бригады, которые распределяются на участки. На рабочих местах они изготовляют товарную продукцию (товар предприятия) и выполняют часть производственного плана. Обучение может проводить мастер ПО, так как все учащиеся сконцентрированы в одном помещении. В структуре урока есть отличия: сохраняется вводный инструктаж, но его проводят до начала смены. Заключительный инструктаж – после смены. Основная часть занятий совпадает с рабочим днем продолжительностью 6 астрономических часов, согласно трудовому законодательству для лиц младше 18 лет.

Необходимо, что бы выполнялось одно условие. Цех может быть большим и иметь много участков. При организации обучения бригады учащихся должны располагаться не далеко, иначе у мастера будет уходить много времени на перемещение между участками для наблюдения и текущего инструктирования.

Обучение в составе квалифицированных рабочих. Учащиеся работают разрозненно, под руководством наставника из ряда опытных рабочих для проведения индивидуального инструктажа. Кроме того, за учащимися присматривает ответственный за цех или участок. Наставник получает за руководство денежное вознаграждение, а когда оплата труда на производстве сдельная, то интерес у него понижается. В дополнение, у руководителя из числа опытных рабочих, не бывает педагогической подготовки, а ему необходимо знать цели и задачи обучения рабочих. Отсюда выводы:

мастер из учебного заведения, в свою очередь, проводит разъяснительную работу, обучает наставников от предприятиям основам педагогической деятельности, знакомит их с целями, задачами и содержанием ПО. Во время обучения крутиться «как белка в колесе», что бы обойти все рабочие места хоть по одному разу и выставить оценки по окончанию работ каждому учащемуся. В приемке работ и их оценивании также принимают участие наставник и ответственный за цех или участок;

учебные заведения системы НПО стараются избегать этой организационной формы, поскольку она малоэффективна.

Обучение на индивидуальном рабочем месте. Форма обучения не приносит хорошего эффекта, потому что учащегося работает один, у него нет постоянного контакта с мастером. Задача мастера ПО – не только самому посещать рабочие места, но и организовать постоянные наблюдения за работой наставнику, инструктору-организатору, сменным мастерам. Во время такой подготовки деятельность мастера заключается:

в наблюдении, чтобы все учащиеся вели себя дисциплинировано, не опаздывали;

в наблюдении за тем, что бы организаторы производства обеспечивали учащихся работой;

в контроле за тем, чтобы производственные работники не использовали труд учащихся не по назначению (как подсобных рабочих);

в наблюдении за выполнением требований техники безопасности;

в участии в выставлении оценок за работу;

в подготовке и подписании договора между образовательным учреждением и предприятием по проведению на базе последнего производственной практики или обучения.

Обучение на индивидуальном рабочем месте - наименее предпочтительная форма из перечисленных, дает скромные результаты, если только не самом заключительном этапе обучения, а именно, во время предвыпускной производственной практики, где учащимся необходимо работать самостоятельно, в составе бригады или индивидуально.

Часто применяется взамен контрольно-проверочным урокам. Это комплексное мероприятие, включающее конкурс на проверку знания теоретического материала. Конкурс мастерства вызывает у учащихся большой интерес, особенно если включает различные номинации. Подробные сведения можно найти в литературе библиотеки РГППУ.

2. Кружковая работа организуется двух видов, в зависимости от цели, которую достигают учащиеся на таких занятиях. А) для учащихся по той же профессии, которую они получают в училище. Цель - более углубленное освоение трудовых процессов или более широкое изучение деятельности по профессии, выходящей за рамки основной образовательной программы. Например, получаемая профессия учащегося «Портной», а в кружке он изучает конструирование и моделирование детской одежды. Б) либо по освоению другой профессии, смежной с основной (пример, будущий «Портной» в кружке изучает элементы работы, связанные с профессий «Художник по костюму»). Подробности в литературе библиотеки РГППУ.

Страницы: 1 2 3 4


Информация о ообразовании:

Роль семьи в формирование патриотизма у детей младшего школьного возраста. Значение сотрудничества семьи и школы в формирование патриотизма у детей младшего школьного возраста
Родители учащихся, как правило, относятся с большим интересом и уважением ко всему тому, что делается в школе, к той работе, которую проводит учитель с детьми. Родителям интересно присутствовать в классе на уроке, на сборе, на утреннике, посмотреть, как относятся к дочери или сыну товарищи по класс ...

Слушание – восприятие
Ребёнок нынешнего поколения оторван от своих корней: он не слышит (или слышит очень мало) колыбельных песен, почти совсем утеряны традиции семейного музыцирования, дети постоянно сталкиваются с дурным вкусом во многих областях жизни. На них обрушивается благодаря средствам массовой информации мощна ...

Социальная педагогика как наука и как сфера практической деятельности
Объект и предмет исследования социальной педагогики. Особенности развития социальной педагогики. Из истории развития социальной педагогики за рубежом. Социальная педагогика и социальная работа. Наука, как известно, это сфера человеческой деятельности, направленной на выработку и систематизацию новы ...

Категории

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.agepedagog.ru